firearms

   Russia

Pistols

PM Makarov pistol

 
Specifications PM


Caliber...........................................................9 mm
Cartridge ..................................................9x18 PM
Weight w/o cartridges................................0.73 kg
Length.........................................................161 m
Length of barrel .......................................93.5 mm
Bullet muzzle velocity..............................315 m/sec
Effective rate of fire ...............................30 rds/min
Sighting range................................................50 m
Magazine capacity...........................................8 rds

 


    In 1945 the USSR announced a tender for a new pistol intended to replace the 7.62 mm Tokarev TT pistol. Experience, gained in the course of the Great Patriotic War, demanded a significant revision of requirements to small arms as a whole, and side arms in particular. The intention was to develop a compact pistol. Although, pistols were still required to have an effective range of fire of up to 50 m, side arms were more frequently used at to 25 m. Besides the accuracy of fire, other important factors include the stopping power of the bullet, the speed of firing the first shot (double-action mode), failure-free operation (simple design), and safe handling (introduction of a manual safety catch).
     The Small Arms Directorate of the Main Artillery Directorate tasked to develop a more compact and lighter pistol offering the same bullet stopping power as the TT pistol does. At the same time specification requirements included the calibers of 7.62 mm (the 7.62x25 TT cartridge), 7.65 mm (7.65x17 Browning cartridge), and 9 mm (future 9x18 cartridge). The tender saw participation of F. V. Tokarev, P. V. Voevodin. S .A. Korovin. I. I. Rakov, S. G. Simonov, N. F. Makarov, G. V. Sevryugin, A. A. Klimov, and A. I. Lobanov. N. F. Makarov of the Tula-based TsKB-14 Central Design Bureau presented the 7.65 mm TKB-412 pistol prototype designed to fire the Browning cartridge and the 9 mm TKB-429 prototype chambered for the new 9 mm cartridge. The 9 mm version, designated the 9 mm Makarov PM pistol Mod 1951, entered the inventory in 1951 and was put into production at the Izhevsk Mechanical Plant in 1953.
     As production process improved, BMZ designers and production engineers heavily contributed to higher operational reliability and maintainability of the pistol. They introduced a chrome-plated bore, replaced milling of forged steel parts with casting and subsequent milling — for instance, steel casting was introduced for manufacturing the sear, the safety catch, the hammer, and the trigger. The machine-cut laminated fabric grip was replaced with a pressed one. In the late 1980s the major pistol parts (frame and slide) came to me manufactured by precision investment casting. A high operational reliability level has been achieved over the pistol production period. The Makarov PM pistol became one of the world's most popular and most reliable pistols in the late XX century.
     The pistol is a blowback-operated weapon. The slide fully wraps the barrel. The barrel is pressed into the frame and secured by a lock pin. The recoil spring is wound directly around the barrel- The slide moves along the guide tracks of the frame, and the reduced contact area of the rubbing parts facilitated better reliability of the mechanism. The cartridge extractor is mounted openly in the ejection port of the slide
     The pistol is fitted with an external-hammer trigger assembly. The firing pin is mounted inside the slide. The hammer, pivoted to the frame, has a cocked position and a half-cock The V-type leaf hammer spring is accommodated inside the grip. The wide branch of the hammer spring engages the hammer, while its narrow branch springs the cocking lever and the trigger bar. The lower curve of the hammer spring acts as the magazine lock. The cocking lever on the trigger bar also acts as a disconnector The trigger is pulled with a warning, s. e. after a preliminary free travel of the trigger the shooter feels a stop, after which only a slight effort is required to fire the pistol.
     A sustained pull on the trigger moves the trigger bar forward. The cocking lever is pivoted to enter a notch in the hammer, and the further movement of the trigger bar forces the cocking lever round to rotate the hammer back. This movement continues until the cocking lever slips out of the notch in the hammer, taking the sear with it. The hammer is then free to go forward and drive the firing pin forward to fire the cap. The pistol fires a shot. The spend cartridge case, forced by the chamber pressure, moves backward tanking the slide with it. The slide simultaneously rotates the hammer backward and compresses the recoil spring. The recoiling slide forces the cocking lever sideways, dear of the sear. The sear is then impelled against the hammer by its spring. As the hammer is rocked back by the slide, the sear engages and holds the hammer notch. The spent cartridge case hits the cartridge ejector and is extracted through the ejection port. The protruding upper end of the trigger guard limits the backward movement of the slide. When the slide runs out the hammer remains held back. The slide, forced by the recoil spring, completes its forward movement, chambering the next round, and closing the breech. But the trigger is still pressed and must be released. If the slide does not complete its forward movement, the cocking lever will not move into a corresponding notch of the sear, and no shot will be fired.
     In the double-action mode the hammer is cocked by the cocking lever, engaging a corresponding hammer tooth. Since the rotating cocking lever Sifts the sear with its, upper end, the hammer does not slide into the sear notch, but releases the self-cocking lever tooth and strikes the firing pin.
The manual safety lever, mounted on the slide, blocks the hammer and the slide (locking the slide and the frame). After chambering a round, the safety catch can be rotated to the 'safe' position (the hammer moves to the half-cock position), and the pistol can be holstered while being ready for action.
     Replacement of a number of pins with pivot bolts, and the cylindrical spiral hammer spring with a leaf one made the pistol manufacture, disassembly and assembly easier as compared to its German Walther PR prototype. Another significant difference from the Walther PP pistol consists in the fact that the PM safety lever rotates downwards to the lire position, which is more natural and convenient than the upwards-moving safety of the Walther.
     The pistol is fed from a single-column eight-cartridge magazine, inserted into the pistol grip. When the magazine is empty, the magazine follower lofts the slide stop and the slide remains to the rear. The protruding part of the slide stop acts as the cartridge ejector. The slide can be released by depressing the slide stop latch.
     The fixed foresight and rear sight are mounted on the slide.
     Plastic wrap-around grip plates are a single part, screwed to the frame with a single screw. The left-hand grip is fitted with a flush-mounted bracket for the safety strap.
     The pistol features a simple and efficient design, a handy shape. It is easy to handle and features small dimensions and weight, and an outstanding reliability.
     The Makarov PM pistol was fielded with all services and branches of the Armed Forces with no modifications. It entered the inventory of 12 foreign states, including former Warsaw Pact member-states, China and certain developing countries. Besides Russia the PM pistol was also manufactured in Bulgaria, North Korea, China and East Germany.
     A 9 mm pistol cartridge, developed by B. V. Semin and N. M. Elizarov from the NII-44 Research Institute, was fielded in 1951 together with the PM pistol. Initially, the 9x18 PM cartridge featured a lead-cored bullet and a bimetal jacket. A cheaper steel-cored lead-jacket bullet (Pst) was developed in 1954, and the new cartridge was designated 57-N-181S. V. V. Trunov and P. F. Sazonov developed a tracer pistol bullet as well.
     Aside from the Armed Forces, the Makarov PM pistol also entered service with law-enforcement agencies. With time, this required the development of corresponding ammunition. For instance, designers developed a 9x18 cartridge with an expanding hollow-point bullet boasting greater stopping power The SP-7 hollow-point bullet with a polyethylene nose plug and an increased muzzle velocity is designed to kill enemy manpower. The SP-8 light low-velocity bullet is designed to inflict minimum damage to soft obstacles which is required, for instance, when using the weapon aboard aircraft.
     A bullet of the organic 57-N-181S round can be stopped by Class 1 body armor, and Class II (IIA) bullet-proof glass. Thus, as early as the 1970s the USSR State Security Committee (KGB) tasked to develop the RG028 cartridge, designed to defeat Class 2 body armor when fired from the PM or the PB silent pistol. The cartridge, developed by TsniiTochMash, penetrated a 4 mm titanium plate of the ZhZT-71M body armor.
     In 1996 the Tula-based Sporting and Hunting Guns Central Research and Design Bureau (TsKIB SOO) developed the OTs-15 Lin device for the Russian Ministry of Interior The device was designed lo throw a thin line to a roof or over an obstacle by firing a shot from the PM pistol.
     Although new combat pistol systems became available, it is obvious that the Makarov PM pistol will remain in service for years to come. In this context, in 1997 the Tula-based KBP Instrument Design Bureau started working on an enhanced-penetration cartridge for organic PM pistols. The cartridge was designated 7N25 and fielded in 2005. The new bullet is capable of penetrating Class 2 body armor at a range of 10 m.
     The Makarov pistol has become the basis for "commercial." "service." and civilian models. For instance, in the 1990s the Izhevsk Mechanical Plan! manufactured iZh-790, IZh-70-17A (IZh-70-200) and IZh-70KhTs (IZh-70-100) exports versions.
     The IZh-71 'service' modelis chambered for the 9x17 mm short (0.380 ACP) cartridge. There are also gas variants of the Makarov PM, for instance, the IZh-79 (6P42) chambered for 7.62 mm, 8 mm and 9 mm gas cartridges. The 9 mm SZh-79-9T non-lethal pistol, firing rubber bullets, made sis appearance in the market in 2004. The IZh-79-9T, produced in Izhevsk and nicknamed 'Makarych', and the MP-654K gas-cylinder airgun pistol (where MP stands for 'Mechanical Plant') have become quite popular in the civilian market.


Photo review Makarov pistol - PM
PM Makarov pistol photo 1
PM Makarov pistol photo 2
PM Makarov pistol photo 3
PM Makarov pistol photo 4
PM Makarov pistol photo 5
PM Makarov pistol photo 6
PM Makarov pistol photo 7
PM Makarov pistol photo 8
All photos Makarov pistol - PM   >>

стрелковое оружие

   России

Пистолеты

Пистолет Макарова - ПМ

 
Тактико технические характеристики

Калибр..............................................................9 мм
Патрон.........................................................9х18 ПМ
Масса оружия без патронов..........................0,73 кг
Длина оружия................................................161 мм
Длина ствола................................................93, 5мм
Начальная скорость пули.............................315 м/с
Боевая скорострельность..................30 выстр./мин
Прицельная дальность.....................................50 м
Емкость магазина....................................8 патронов

 


    В 1945 году в СССР был объявлен конкурс на разработку нового пистолета для замены 7,62-мм пистолета ТТ. Опыт Великой Отечественной войны потребовал существенного пересмотра требований к системе стрелкового вооружения в целом и к личному оружию в частности. Появилось стремление сделать пистолет более компактным. Хотя для пистолетов и сохранилось требование дальности прицельной стрельбы до 50 м, личное оружие чаще применяется на дальностях до 25 м. И здесь кроме меткости стрельбы важным является останавливающее действие пули, скорость производства первого выстрела (возможность стрельбы самовзводом), безотказность действия (возможное упрощение конструкции), безопасность обращения (введение неавтоматического предохранителя).
     Управление стрелкового вооружения Главного артиллерийского управления поставило задачу разработки пистолета с меньшими массогабаритными характеристиками, но с останавливающим действием пули не меньше, чем у ТТ. При этом в задании фигурировали калибры 7,62 (патрон 7,62x25 ТТ), 7,65 (патрон 7,65 x 17 «браунинг») и 9 мм (перспективный патрон 9x18). В конкурсе на пистолет приняли участие Ф. В. Токарев, П. В. Воеводин, С. А. Коровин, И. И. Раков, С. Г. Симонов, Н.Ф. Макаров Г. В. Севрюгин. А. А. Климов. А. И. Лобанов. Сотрудник тульского ЦКБ-14 Н.Ф. Макаров представил 7,65-мм опытный пистолет ТКБ-412 под патрон «браунинг» и 9-мм ТКБ-429 под новый 9-мм патрон. В 1951 г. 9-мм вариант был принят на вооружение под обозначением «9-мм пистолет Макарова (ПМ) обр. 1951 г.». Производство пистолета с 1953 г. организовали на Ижевском механическом заводе.
     По ходу постановки и развития производства ижевские конструкторы и технологи внесли немалый вклад в обеспечение высокой надежности работы и технологичности пистолета. В производство внедрили хромирование канала ствола, фрезеровку деталей из стальных поковок заменили на литье в форму с последующей фрезеровкой — так, стальное литье ввели при изготовлении шептала, предохранителя, курка, спускового крючка. Фрезерованную из текстолита рукоятку заменили на прессованную. В конце 1980-х годов начали изготовление основных деталей (рамки и затвора) — методом высокоточного литья по выплавляемым моделям. За время крупносерийного производства была достигнута высокая безотказность работы. Пистолет стал одним из самых массовых и самых надежных во второй половине XX века.
     Автоматика пистолета работает за счет энергии отдачи свободного затвора. Ствол запрессован в стойку рамки и закреплен шпилькой. Возвратная пружина надета непосредственно на ствол. Затвор движется по направляющим рамки, причем уменьшение площади соприкосновения трущихся деталей способствовало надежности работы механизмов. Выбрасыватель смонтирован открыто в пазу затвора.
     Ударно-спусковой механизм — куркового типа, с открытым курком. Ударник размещен в затворе. Курок крепится в рамке на цапфах, имеет боевой и предохранительный взводы. Двуперая пластинчатая боевая пружина размещена в рукоятке, своим широким пером пружина действует на курок, узким — на рычаг взвода и спусковую тягу. Нижний изгиб боевой пружины служит защелкой магазина. Рычаг взвода на конце спусковой тяги служит также разобщителем. Спуск — с предупреждением, т. е. после предварительного свободного хода спускового крючка стрелок ощущает упор, после чего для спуска достаточно небольшого усилия.
     При нажатии на спусковой крючок спусковая тяга перемещается вперед, а рычаг взвода поворачивается и приподнимается до тех пор, пока своим вырезом не упрется в выступ шептала; затем рычаг взвода приподнимает шептало и расцепляет его с боевым взводом курка, а разобщающий выступ рычага входит в правый выем затвора. Курок под действием боевой пружины поворачивается и наносит удар по ударнику, который продвигается вперед и бойком разбивает капсюль патрона. Происходит выстрел. Под действием давления пороховых газов гильза, а с ней вместе и затвор, начинают движение назад. При этом затвор своим задним уступом поворачивает назад курок, в то же время сжимает возвратную пружину. Выступ затвора смещает рычаг взвода вправо и выводит его из зацепления с шепталом т.е. производит разобщение. Шептало под действием своей пружины поджимается к курку, пока не заскакивает за его боевой взвод, при этом рычаг взвода упрется в шептало сбоку. Гильза ударяется о выступ отражателя и через окно затвора выбрасывается наружу. Верхний выступ спусковой скобы ограничивает движение затвора назад. Под действием возвратной пружины затвор движется вперед, захватывает и досылает в патронник очередной патрон и своей массой закрывает ствол с казенной части. Для производства следующего выстрела необходимо предварительно отпустить спусковой крючок. Если затвор не дошел до крайнего переднего положения, разобщающий выступ рычага взвода не войдет в соответствующий вырез на затворе, вследствие чего не зацепится с шепталом и выстрела не произойдет.
     При стрельбе самозвзодом курок взводится рычагом взвода, взаимодействующим с соответствующим выступом курка. Поскольку поворачиваясь, рычаг взвода своим верхним концом приподнимает шептало, курок не становится на боевой взвод, а срывается с выступа рычага самовзвода и ударяет по ударнику.
     Флажковый неавтоматический предохранитель, смонтированный в затворе, в верхнем положении блокирует курок и затвор (сцепляя затвор с рамкой). После досылания патрона в патронник возможно включение предохранителя с безопасным спуском курка (курок встает на предохранительный взвод), в таком положении пистолет можно убрать в кобуру, увеличив его готовность к первому выстрелу.
     Замена осей ряда деталей цапфами, а винтовой боевой пружины пластинчатой упростила изготовление, разборку и сборку пистолета по сравнению с его прототипом - германским пистолетом «Вальтер» PP. Существенным отличием от того же пистолета «Вальтер» РР стало движение флажка предохранителя — у ПМ для его выключения необходимо отжать флажок вниз, что более естественно и удобно, чем подъем флажка у «Вальтера».
     Питание патронами — из коробчатого магазина на 8 патронов с однорядным расположением, который размещается а пистолетной рукоятке. По израсходовании патронов подаватель магазина поднимает останов затвора.» задерживающий затвор в заднем положении. Выступ останова затвора служит отражателем при выбросе гильзы. После смены магазина нужно спустить затвор с останова вручную.
     Постоянные мушка и целик с прорезью расположены на затворе.
     Пластмассовая рукоятка представляет собой единую деталь, крепится к рамке одним винтом. На левой стороне рукоятки почти заподлицо со щечками укреплена скобка для страховочного ремешка.
     Пистолет характеризуется простотой и рациональностью конструкции, имеет удобную форму, прост в обращении, обладает небольшими для данного калибра размерами и массой, исключительно высокой надежностью.
     Пистолет ПМ применяется во всех видах Вооруженных Сил и родах войск. ПМ был принят на вооружении в 12 странах, среди которых бывшие страны Организации Варшавского Договора, КНР, развивающиеся страны, помимо СССР и России он также выпускался в Болгарии, КНДР, КНР, ГДР.
     Вместе с пистолетом в 1951 г. был принят на вооружение и 9-мм пистолетный патрон, созданный Б. В. Семиным и Н.М. Елизаровым в НИИ-44.
     Патрон 9x18 ПМ первоначально имел пулю со свинцовым сердечником и биметаллической оболочкой. В 1954 г. была создана более дешевая в производстве пуля, со стальным сердечником, свинцовой рубашкой и биметаллической оболочкой, этот патрон получил индекс 57-Н-181С.
     Кроме Вооруженных Сил пистолет ПМ поступал на вооружение и в правоохранительные органы. Со временем это потребовало соответствующих боеприпасов. Так, созданы варианты патрона 9x18 с экспансивными пулями повышенного останавливающего действия с конической воронкой. Пуля патрона СП7 с воронкой, прикрытой пробкой из литого полиэтилена, и увеличенной начальной скоростью рассчитана на поражение живой силы. Легкая низкоскоростная пуля патрона СП8 предназначена для минимального разрушения малопрочных преград, что требуется при применении оружия, например, в салоне самолета.
     «Остановить» пулю штатного патрона 57-Н-181С способны бронежилеты 1-го класса защиты, бронестекла класса II (НА).
     Для нужд МВД в ЦКИБ СОО в 1996 г. разработано устройство ОЦ-15 «Линь» для забрасывания выстрелом из пистолета ПМ тонкого линя — например, на крышу или через препятствие.
     Несмотря на появление новых боевых пистолетных комплексов, очевидно, что ПМ останется на вооружении еще долгое время. В связи с этим в тульском КБП в 1997 г. развернулись работы над патроном с повышенным пробивным действием пули для стрельбы из штатных ПМ. Патрон получил индекс 7Н25, принят на вооружение в 2005 г. Пуля этого патрона способна на дальности 10м пробить бронежилет 2-го класса защиты.
     Пистолет Макарова послужил основой для «коммерческих», «служебных» и «гражданских образцов». Так, в 1990-е годы Ижевский механический завод выпустил экспортные модели ИЖ-70, ИЖ-70-17А (ИЖ-70-200), ИЖ-70 ХЦ (ИЖ-70-100).
     «Служебная» модификация ПМ — пистолет ИЖ-71 под патрон 9x17 «курц» («короткий», вариант патрона.380 АСР). Есть у ПМ и газовые «собратья» — например, ИЖ-79 (6П42) под 7.62-, 8- и 9-мм газовые патроны. В 2004 г. в продажу поступил 9-мм травматический пистолет ИЖ-79-9Т под патрон с резиновой пулей. Ижевские травматический пистолет ИЖ-79-9Т, ставший более известным под именем «Макарыч», и газобаллонный пневматический МР-654К (MP означает Mechanical Plant, т. е. « Механический завод») стали весьма популярны на гражданском рынке.


Фотообзор Пистолета Макарова - ПМ
пистолет Макарова - ПМ фото 1
пистолет Макарова - ПМ фото 2
пистолет Макарова - ПМ фото 3
пистолет Макарова - ПМ фото 4
пистолет Макарова - ПМ фото 5
пистолет Макарова - ПМ фото 6
пистолет Макарова - ПМ фото 7
пистолет Макарова - ПМ фото 8
Все фото пистолета Макарова - ПМ   >>