firearms

   Russia

Machine guns Rossia

14.5 mm Vladimirov KPVT heavy tank machine gun

KPVT
14.5 mm Vladimirov KPVT heavy tank machine gun

KPV
14.5 mm Vladimirov KPV heavy machine gun

     
   Specifications KPVT

Caliber......................................................................14.5 mm
Cartridge..................................................................14.5x114
Weight machine gun without......................................52.5 kg
Overall length ..........................................................2000 mm
Barrel length.............................................................1350 mm
Bullet muzzle velocity......................................990-1000 m/sec
Effective rate of fire............................................70-90 rds/min
Rate of fire......................................................600-650 rds/min
Sighting range............................................................2000 m
Ammunition belt capacity..............................................50 rds
 
 

    The national 14.5 mm Vladimirov heavy machine gun and its various versions are the world’s most powerful mass-produced heavy machine guns.
     The Great Patriotic War uncovered the need for a more powerful machine gun than a 12.7 mm one.
     Machine guns of this calibre had been under development even before the war In fact, the 14.5 x 114 mm cartridge was designed for automatic weapons, and after it had entered the inventory designers attempted to develop a 14.5 anti-tank machine gun, chambered for this round On the other hand, anti-aircraft machine guns had to be improved as well. The Main Artillery Directorate adopted specification requirements for the 14.5 mm machine gun in December 1942. Development of a new machine gun began an Kovrov-based Plant № 2. Several designers, including S. V. Vladsrmirov, decided to base the new machine gun on the 20 mm V-20 aircraft cannon. The 14.5 mm KPV-44 1944-vsntage Vladimirov heavy machine gun and an anti-aircraft machine gun prototype were submitted for service tests right after the end of the Great Patriotic War in May 1945. Based on the results of the service tests, the machine gun underwent further refinement, first and foremost, as far as reliable operation in adverse conditions was concerned.
     In 1949 the Soviet Armed Forces fielded the 14.5 mm Vladimirov PKP infantry heavy machine gun on a field mount, designed by S. A. Kharykin, as well as several 14.5 mm anti-aircraft machine guns: the four-barrel ZPU-4, designed by I. S. Leshchmsky (divisional air defence system), the twin-barrel ZPU-2, designed by S. V. Vladimirov and G. P. Markov (regimental air defence system), and the single-barrel ZPU-1 developed by E. D. Vodopyanov and E. K. Rachinsky. Other 14.5 mm anti-aircraft machine guns including the ZU-2 for airborne forces and the ZGU-1i mountain system, were developed later on.
     There was also the KPVB armoured-vehicle variant of the KPV, mounted on open armoured personnel carriers.
     The machine gun proper was put into production at the Kovrov-based V. A. Degtyarev Plant (former Plant № 2 renamed in 1949).
     The modified KPVT tank machine gun was mounted on heavy tanks (as an antiaircraft or a co-axial machine gun), combat reconnaissance vehicles, and armoured personnel carriers.
     The Vladimirov machine gun is short-recoil-operated. The pressure of expanding powder gases forces the breech block and the barrel rearwards. At the same time the barrel run out spring and the mainspring compress. The muzzle booster, sliding along the receiver cams, rotates the bolt head and unlocks the breech.
     The barrel, unlocked from the bolt head, is carried forward by its spring, while the breech block continues its recoil extracting the next round from the feed mechanism and the spent case from the chamber, and drawing the ammunition belt into the gun.
     The next round is forced down bolt head recesses by a cam-operated arm, displacing the case of the preceding fired round unto the ejection chute, and is lined up with its cap against the firing pin hole.
     When the bolt has reached its rearmost position, energy is stored in the return spring and the buffer. This carries the bolt forward, driving a round into the chamber, locking the breech, and slipping the feed claws over the waiting round in the belt. The firing pin is driven through into the cap, whereupon the round is fired. The sequence is repeated until the trigger is lowered or the ammunition belt is spent.

Field-stripped KPVT machine gun
Field-stripped KPVT machine gun: 1 — barrel with the jacket and the flash suppressor; 2 — muzzle booster; 3 — extractor; 4 — feed mechanism base; 5 — electric solenoid trigger; 6 — receiver back-plate; 7 — mainspring; 8 — breech-block earner assembly; 9 — breech block; 10 — receiver cover; 11 — receiver.

    The receiver is fatted with a back-plate, which also serves as a stop for the cylindrical spiral three-thread mainspring. The receiver back-plate mounts the recoil buffer. The trigger mechanism providers for automatic fire only. The machine gun is fired from the rear sear. It is fitted with automatic safeties, which prevent breech locking and a discharge if the barrel is not properly attached, as well as the belt feed if a cartridge is not extracted from the link.
     Ammunition feed is from a non-disintegrating metal open-link belt. The feed slide is mounted in the receiver cover and can be adapted for feed from either the right or the left side. The ambidextrous feed made installation of the KPVT machine gun on interconnected mounts easier. The cocking handle can also be mounted on either side of the receiver with the same end in view.
     The tangent leaf U-notch rear sight is mounted in the rear part of the receiver, while the protected foresight is fitted on its front end.
     At first the Vladimirov machine gun fired 14.5 x 114 mm cartridges, with the B-32 armour-piercing bullet and the BS-41 armour-piercing-incendiary bullet, already in production, as well as the BZT-44 armour-piercing-incendiary-tracer bullet, fielded simultaneously with the machine gun. In the 1950s — 1960s given a widespread use of machine guns, the Soviet Union fielded cartridges with the PZ adjustment-incendiary bullet and the MDZ instant incendiary bullet (for engaging air targets). The 14.5 mm cartridge with the BS armour-piercing-incendiary hard-alloy-cored bullet, which boasted a better armour penetration than the B-32 bullet, was tested as early as 1989.
     Advantages of the machine gun include a relatively smooth operation (due to rollers mounted on recoiling parts), a lack of the necessity for fine adjustments of gaps, and a high reliability in various operating conditions.
     The Kharykin wheeled mount for the PKP machine gun was based on a light artillery split-trail carriage. The light wheeled tripod mount, designed by K. A. Baryshev, entered service in 1955.
     The KPVT tank machine gun was designed to be mounted co-axially with the main gun, as well as on turret, swivelling, and gun ring mounts. Thus, the KPVT was fitted with a detachable feed, a modified receiver, an electric solenoid trigger, and forward spent-case ejection. The machine gun was fitted with a long jacket, covering the entire barrel. All Vladimirov machine guns have been fitted with such jackets since 1956. Ammunition feed was from 50-round ammunition belts. In addition to national T-10 tanks, BTR-60, BTR-70, and BTR-80 APCs, and BRDM-2 reconnaissance armoured vehicles the KPVT was mounted on armoured vehicles of other Warsaw Pact member-slates. The KPVT version has turned out to have the longest life among the entire family of 14.5 mm machine guns.

14.5 mm anti-aircraft machine guns including the ZU-2
14.5 mm anti-aircraft machine guns including the ZU-2

стрелковое оружие

   России

Пулеметы России

14,5-мм крупнокалиберный пулемёт Владимирова КПВ

КПВТ
14,5-мм крупнокалиберный пулемёт Владимирова танковый КПВТ

КПВ
14,5-мм крупнокалиберный пулемёт Владимирова КПВ в пехотном варианте на триножном станке

     
  Тактико технические характеристики КПВТ

Калибр.........................................................................14,5 мм
Патрон.......................................................................14,5х114
Масса тела пулемета.....................................................52,5 кг
Длина тела пулемета..................................................2000 мм
Длина ствола...............................................................1350 мм
Начальная скорость пули....................................990-1000 м/с
Скорострельность.........................................70-90 выстр./мин
Темп стрельбы...........................................600-650 выстр./мин
Прицельная дальность.................................................2000 м
Емкость ленты......................................................50 патронов
 
 

    Отечественный 14,5-мм пулемет системы Владимирова и его различные модификации — наиболее мощные из серийных крупнокалиберных пулеметов, используемых в мире.
     Великая Отечественная война выявила потребность в более мощном пулемете, нежели 12,7-мм. Работа над пулеметами такого калибра велась еще до войны. Собственно, 14,5-мм патрон (14,5x114) разрабатывался с расчетом на применение в автоматическом оружии и с принятием его на вооружение пытались разработать 14,5-мм «противотанковый» пулемет. С другой стороны, требовалось качественное улучшение и характеристик зенитных пулеметных установок. В декабре 1942 г. ГАУ утвердило тактико-технические требования на 14,5-мм пулемет. В 1943 г. разработку нового пулемета начали на Ковровском заводе №2 несколько конструкторов, включая С. В, Владимирова, взявшего за основу свою 20-мм авиационную пушку В-20. На войсковые испытания 14,5-мм пулемет КПВ-44 («крупнокалиберный пулемет Владимирова обр. 1944 г.») и опытная зенитная установка попали сразу по окончании Великой Отечественной войны — в мае 1945 г. По опыту войсковых испытаний потребовалась дальнейшая доработка пулемета — прежде всего, в плане обеспечения надежной работы автоматики в затрудненных условиях.
     В 1949 г. на вооружение принят «14,5-мм пехотный крупнокалиберный пулемет Владимирова (ПКП)» на полевом станке С. А. Харыкина, а также несколько зенитных 14,5-мм пулеметных установок: счетверенная ЗПУ-4 конструкции И. С. Лещинского (в качестве дивизионного средства ПВО), спаренная ЗПУ-2 С. В. Владимирова и Г. П. Маркова (для полкового звена). Одиночную установку ЗПУ-1 разработали Е. Д Водопьянов и Е.К. Рачинский. Позже были созданы и другие 14,5-мм зенитные пулеметные установки — ЗУ-2 для воздушно-десантных войск и горная ЗГУ-1.
     Существовал также бронетранспортерный вариант пулемета КПВБ» ставившийся на открытые бронетранспортеры.
    Производство самого пулемета осуществлял Ковровский завод им. В. А. Дегтярева (такое название получил завод №2 в том же 1949 г.).
     Модифицированный танковый вариант пулемета КПВТ применялся для вооружения тяжелых танков (в качестве зенитных и спаренных), боевых разведывательно-дозорных машин и бронетранспортеров.
     Автоматика пулемета Владимирова основана на принципе использования энергии отдачи при коротком ходе ствола. При выстреле пороховые газы, действуя на дно гильзы и поршень ствола, перемещают затвор и ствол назад. При этом ствольная и возвратно-боевая пружины сжимаются. Ускоритель затвора, скользя по копирам ствольной коробки, поворачивает боевую личинку и отпирает канал ствола.
     Ствол, расцепленный с боевой личинкой, под действием своей пружины возвращается в переднее положение, а затвор по инерции продолжает двигаться назад, извлекая из приемника очередной патрон, а из патронника — стреляную гильзу и приводя в действие механизм подачи ленты.

Пулемет КПВТ в неполной разборке
Пулемет КПВТ в неполной разборке: 1 — ствол с кожухом и пламегасителем; 2 — ускоритель; 3 — извлекатель; 4 — основание приемника; 5 — электроспуск; 6 — затыльник ствольной коробки; 7 — возвратно-боевая пружина; 8 — затворная рама; 9 — затвор; 10 — крышка ствольной коробки; 11 — ствольная коробка.

    Очередной патрон подавателем опускается по пазам боевой личинки вниз, выбрасывая гильзу в гильзоотвод и останавливаясь капсюлем против отверстия для прохода бойка.
     Затвор под действием пружины буфера и возвратно-боевой пружины возвращается вперед, досылает очередной патрон в патронник и закрывает канал ствола. При этом зацепы излекателей остова затвора захватывают патрон в ленте, а боек наносит удар по капсюлю патрона, находящегося в патроннике. Происходит выстрел и работа автоматики пулемета повторяется до тех пор, пока приподнят спусковой рычаг и в ленте имеются патроны.
     Сзади ствольная коробка закрывается затыльником, служащим упором для винтовой цилиндрической возвратно-боевой пружины, свитой из трех жил. В затыльнике ствольной коробки смонтирован буфер затвора. Спусковой механизм обеспечивает ведение только автоматического огня. Выстрел производится с заднего шептала. Пулемет имеет автоматические предохранители, исключающие запирание затвора и выстрел при неправильно присоединенном стволе, подачу ленты при неизвлечении патрона из звена.
     Питание пулемета — из нерассыпной металлической звеньевой ленты с открытым звеном. Механизм подачи ползункового типа собирается в крышке ствольной коробки. Перемена направления подачи ленты с правого на левое производится перестановкой деталей подающего механизма. Возможность переключаться с правой подачи на левую (варианты пулемета КПВТ-1) облегчала монтаж пулемета на комплексированных установках. Для того же рукоятка перезаряжания может устанавливаться в пазу коробки с левой или с правой стороны.
     Секторный прицел пулемета собран в задней части ствольной коробки, мушка с предохранителем — в ее передней части короба.
     Для стрельбы из пулемета Владимирова поначалу использовались уже выпускавшиеся патроны 14,5x114 с бронебойной пулей Б-32 и бронебойно-зажигательной БС-41, а также принятый вместе с пулеметом вариант с бронебойно-зажигательно-трассирующей пулей БЗТ-44. В 1950-1960-е годы в связи с распространением пулеметов были приняты патроны с пристрелочно-зажигательной пулей ПЗ, зажигательной мгновенного действия МДЗ (для стрельбы по воздушным целям).
     К достоинствам системы относится сравнительно плавная работа автоматики (в том числе счет роликов на элементах подвижной системы), отсутствие необходимости в точных регулировках зазоров» высокая надежность в различных условиях эксплуатации.
     Колесный станок Харыкина к пулемету ПКП создан по типу облегченного артиллерийского лафета с раздвижными станинами. В 1955 г. на вооружение был принят облегченный станок К. А. Барышева колесно-треножной схемы.
     Танковый вариант пулемета — КПВТ — был создан с расчетом на установку спаренно с пушкой, а также башенную, шкворневые и турельные установки. Соответственно КПВТ получил разъемный приемник, измененный короб, электроспуск, отвод стреляных гильз производился вперед. Пулемет получил длинный кожух, полностью укрывающий ствол. С 1956 г. все пулеметы Владимирова изготавливались с таким кожухом. Питание производилось из пулеметной ленты емкостью 50 патронов. Кроме отечественных танков Т-10, бронетранспортеров БТР-60, — 70 и -80, разведывательной бронемашины БРДМ-2 пулеметом КПВТ вооружались бронемашины других стран Варшавского Договора. Из всего семейства 14,5-мм пулеметов КПВТ оказался самым «долгоживущим».

зенитная пулеметная установка ЗУ-2
14,5-мм зенитная пулеметная установка ЗУ-2