firearms

   Russia

Machine guns Rossia

12.7 mm Degtyarev-Shpagin DSHK and DSHKM heavy machine gun

DSHK heavy machine gun
12.7 mm Degtyarev-Shpagin DSHK heavy machine gun

DSHKM tank-mounted anti-aircraft machine gun
DSHKM tank-mounted anti-aircraft machine gun

     
   Specifications DSHK

Caliber......................................................................12.7 mm
Cartridge..................................................................12.7x107
Weight machine gun without......................................33.4 kg
Overall length ..........................................................1626 mm
Barrel length.............................................................1070 mm
Bullet muzzle velocity........................................850-870 m/sec
Effective rate of fire..........................................80-125 rds/min
Rate of fire......................................................550-600 rds/min
Sighting range............................................................3500 m
Ammunition belt capacity..............................................50 rds
 
 

    Тhе 12.7 mm 1938-seoes Degtyarev-Shpagin DSHK heavy machine gun, designed by V. A. Degtyarev and fined with the drum rotary-type feed mechanism designed by G. S. Shpagin, entered the inventory matter the decree of the Defence Committee of the USSR Council of Peoples Commissars en 26 February 1939. The mashine gun was mounted on the general-purpose mount designed by L. N. Kolesnikov and boasting removable wheels and a folding tripod. During the Great Patriotic War the DShK machine gun was employed to counter enemy air targets, soft vehicles., and manpower at medium and long ranges, it was also mounted on tanks and self-propelled guns. Designers K. I. Sokolov and A. K. Norov significantly upgraded the heavy machine gun at the end of the Great Patriotic War. First and foremost, the drum feed mechanism was replaced with a shuttle-type one. In addition to that production effectiveness was increased, attachment of the barrel was modified, and a number of measures, aimed at extending the service life of the barrel were taken. The reliability of the machine gun was increased as well. The fast 250 upgraded machine guns were manufactured at a plant in Saratov in February 1945. The machine gun was fielded under the designation of 12.7 mm 1938/46-series DShKM heavy machine gun in 1946. The DShKM also immediately became a tank-mounted anti-aircraft machine gun it was mounted on IS, T-54. T-55, and T-62 tanks BTR-50PA armoured personnel camers upgraded ISU-122 and ISU-152 tank destroyers.
     Since the 12.7 mm 1938-series DShK heavy machine gun and the upgraded 12.7 mm 1938/46-series DShKM primarily differ in the feed mechanism, the two machine guns will be described below together.
     The machine gun is gas-operated. The closed gas cylinder is secured under the barrel and fitted with a gas regulator with three holes. The entire length of the barrel features lateral ribs for better cooling. The muzzle is equipped with a active muzzle brake. The breech is locked by projecting bolt lugs. The DShK barrel was equipped with a active type muzzle brake, later on replaced with an active flat brake (DShK machine guns were also fatted with such muzzle brakes, which were the primary option for lank-mounted models).
     The bolt carrier assembly is the major component. The front end of the bolt carrier assembly mounts the gas piston, while its rear end carries the firing pin. When the bolt approaches the breech, the bolt stops, while the bolt carrier assembly keeps on moving forward. As the firing pin, which is attached to the bolt carrier assembly, drives forward, the projecting bolt lugs are cammed out by shoulders on the firing pin and engage in recesses in the side walls of the receiver. The recesses cut into the top surface of the bolt carrier assembly, force the Socking lugs into the sides of the bolt, as the bolt carrier assembly goes back. The empty case comes out on the bolt face and is ejected through the bottom of the receiver, with the help of a spring-loaded pivoting cartridge ejector, mounted on top of the bolt. The mainspring is wound around the gas piston and protected by a tubular casing. The back-plate is fitted with two spring recoil buffers, designed lo reduce the shock, caused by the bolt carrier assembly and the bolt in the extreme rear point. In addition to that, the recoil buffers help the bolt carrier assembly and the bolt recover, thus, increasing the rate of fire. The small cocking handle, mounted on the right side below, is fixed to the bolt carrier assembly. The cocking handle is linked to the cocking mechanism of the gun mount, but the gunner can use the cocking handle directly, for instance, by [inserting a cartridge rim into it.
     The machine gun fires from the rear sear (from the open bolt). The trigger assembly provides for automatic fire only. The trigger is hinged to the back-plate of the machine gun. The trigger assembly is accommodated inside a separate housing and fisted with a manual safety, which blocks the trigger (when the safety lever is in sis forward position) and prevents a spontaneous release of the sear.
     The trigger assembly is operated by the mainspring. After locking the breech the bolt carrier assembly continues its forward motion, and the firing pin hits the striker, mounted in the bolt. The sequence of camming out locking lugs and hitting the striker rules out a discharge until the breech is completely locked. In order to prevent the immediate recoil of the bolt carrier assembly after it reaches its extreme forward point there is a delay mechanism, which comprises two springs, a plunger, and a roller.

Field-stripped DShKM machine gun
Field-stripped DShKM machine gun: 1 — barrel with the gas cylinder, the foresight, and the muzzle brake; 2 — boll carrier assembly with the gas piston; 3 — bolt; 4 — locking lugs; 5 — firing pan; 6 — wedge; 7 — back-plate with the recoil buffer; 8 — trigger assembly housing; 9 — feed mechanism cover and base and the fees lever; 10 — receiver.

     Ammunition feed is from a metal-link belt from the left. The ammunition belt consists of disintegrating open links, placed into a metal belt box, attached to the machine gun mount. The belt box cover acts as a bell feed tray. The DShK drum feed mechanism was operated by the operating stud. The backward movement of the operating stud rotates the feed lever and a pawl bears on a ratchet in the feed drum, causing it to revolve by 60°. At the same time another pawl prevents counter rotation. The drum rotation draws the belt into the gun. A cartridge is removed from a belt link to the left side. On the DShKM machine gun a shuttle-type feed is mounted on top of the receiver The feed slide with pawls is operated by the rotating feed lever, which in its turn is driven by the operating stud just like on the DShK machine gun. The machine gun can readily be adapted for feed from either side, by reversing the feed slide lever.
     There are several versions of the 112.7 cartridge: armour-piercing, armour-piercing-incendiary, adjustment-incendiary, observing, tracer, and armour-piercing-incendiary-tracer (used against air targets). The cartridge case is rimless, which allows rounds to be fed directly from the belt.
     Ground targets were engaged with the help of a vertical leaf with U backsight mounted on top of the recerver. When the sight is upright the elevating screw is at the top. There is a windage knob at the base of the sight. The sight is graduated for every 100 m up to 3500 m (35 graduation lines). The protected cytndncal post foresight is bolted а high base mounted on the muzzle. When machine gun fired at a ground target deviation at a range of 100 m totalled 200 mm. The DShKM machine gun is equipped with a collimator anti-aircraft sight, which enables the gunner to train the gun on a high-speed target and see the crosshairs as clear as the target. The tank-mounted antiaircraft version of the DShKM was fitted with the K-10T collimator sight. The optical system of the sight generated an image of the target with a projected target reticule for leading fire and azimuth scales.

стрелковое оружие

   России

Пулеметы России

12,7-мм крупнокалиберные пулемёты Дегтярёва-Шпагина ДШК и ДШКМ

крупнокалиберный пулемёт Дегтярёва-Шпагина ДШК
12,7-мм крупнокалиберный пулемёт Дегтярёва-Шпагина ДШК

Танковым зенитным пулемет ДШКМ
Танковым зенитным пулемет ДШКМ

     
  Тактико технические характеристики ДШК

Калибр.........................................................................12,7 мм
Патрон.......................................................................12,7х107
Масса тела пулемета....................................................33,4 кг
Длина тела пулемета.................................................1626 мм
Длина ствола..............................................................1070 мм
Начальная скорость пули......................................850-870 м/с
Скорострельность.......................................80-125 выстр./мин
Темп стрельбы...........................................550-600 выстр./мин
Прицельная дальность.................................................3500 м
Емкость ленты......................................................50 патронов
 
 

    26 февраля 1939 г. постановлением Комитета Обороны при СНК СССР на вооружение был принят 12,7-мм станковый пулемет образца 1938 г. ДШК («Дегтярева-Шпагина крупнокалиберный») системы В. А. Дегтярева с барабанным приемником ленты системы Г. С. Шпагина. Пулемет был принят на универсальном станке системы И.Н. Колесникова с отделяемым колесным ходом и раскладной треногой. В годы Великой Отечественной войны пулемет ДШК применялся для борьбы с воздушными целями, легкобронированной техникой противника, его живой силой на больших и средних дальностях, как вооружение танков и САУ. В конце Великой Отечественной войны конструкторы К. И. Соколов и А. К. Норов провели существенную модернизацию крупнокалиберного пулемета. Прежде всего, был изменен механизм питания — барабанный приемник заменен ползунковым. Кроме того, повышена технологичность изготовления, изменено крепление ствола пулемета, осуществлен ряд мер по повышению живучести. Повысилась надежность работы системы. Первые 250 модернизированных пулеметов были выпущены в феврале 1945 г. на заводе в Саратове. В 1946 г. пулемет принимается на вооружение под обозначением «12,7-мм пулемет обр. 1938/46 г., ДШКМ». ДШКМ сразу стал и танковым зенитным пулеметом: он ставился на танки серии ИС, Т-54 / 55, Т-62, на БТР-50ПА, модернизированные ИСУ-122 и ИСУ-152, специальные машины на танковом шасси.
     Поскольку различия 12,7-мм станкового пулемета обр. 1938 г, ДШК и модернизированного пулемета обр. 1938/46 г. ДШКМ заключаются в основном в устройстве механизма подачи, рассмотрим эти пулеметы вместе.
     Автоматика пулемета и действует за счет отвода пороховых газов через поперечное отверстие в стенке ствола, с длинным ходом газового поршня. Газовая камера закрытого типа укреплена под стволом и снабжена патрубковым регулятором с тремя отверстиями. По всей длине ствола выполнено поперечное оребрение для лучшего охлаждения, на дульной части ствола крепится однокамерный дульный тормоз активного типа. Запирание канала ствола производится при разведении в стороны боевых упоров затвора. Ствол ДШК снабжался дульным тормозом активного типа, впоследствии замененным на плоский тормоз также активного типа (такой дульный тормоз использовался и на ДШК. а для танковых модификаций стал основным).
     Ведущим звеном автоматики является затворная рама. Спереди в затворную раму ввинчен шток газового поршня, в задней ее части на стойке крепится ударник. При подходе затвора к казенной части ствола, затвор останавливается, а затворная рама продолжает движение вперед, жестко связанный с ней ударник своей утолщенной частью продвигается вперед относительно затвора и разводит боевые упоры затвора, которые входят в соответствующие выемы ствольной коробки. Сведение боевых упоров и отпирание затвора производится скосами фигурного гнезда затворной рамы при ее движении назад. Извлечение стреляной гильзы обеспечивает выбрасыватель затвора, удаление гильзы из оружия происходит вниз, через окно затворной рамы, с помощью подпружиненного стержневого отражателя, смонтированного вверху затвора. Возвратно-боевая пружина надевается на шток газового поршня и закрывается трубчатым кожухом. В затыльнике расположены два пружинных амортизатора, смягчающих удар затворной рамы и затвора в крайней задней точке. Кроме того, амортизаторы придают раме и затвору начальную скорость возвратного движения, повышая тем самым темп стрельбы. Рукоятка перезаряжания, размещенная справа внизу, жестко связана с затвор ной рамой и невелика по размерам. С рукояткой перезаряжания взаимодействует механизм перезаряжания пулеметной установки, но пулеметчик может непосредственно пользоваться рукояткой, например, вставив в нее патрон дном гильзы.
     Выстрел производится при открытом затворе. Спусковой механизм допускает ведение только автоматического огня. Он приводится в действие спусковым рычагом, шарнирно закрепленным на затыльнике пулемета. Спусковой механизм собран в отдельном корпусе и снабжен флажковым неавтоматическим предохранителем, блокирующим спусковой рычаг (переднее положение флажка) и предотвращающим самопроизвольное опускание шептала.
     Ударный механизм работает от возвратно-боевой пружины. После запирания канала ствола затворная рама продолжает еще двигаться вперед, в крайнем переднем положении ударяет по муфте, а ударник бьет по бойку, смонтированному в затворе. Последовательность операций разведения боевых упоров и удара по бойку исключает возможность выстрела при неполном запирании канала ствола. Для предотвращения отскока затворной рамы после удара в крайнем переднем положении в ней смонтирована «задержка», включающая две пружины, гнеток и ролик.

Пулемет ДШКМ в неполной разборке
Пулемет ДШКМ в неполной разборке: 1 — ствол с газовой камерой, мушкой и дульным тормозом; 2 — затворная рама с газовым поршнем; 3 — затвор; 4 — боевые упоры; 5 — ударник; 6 — клин; 7 — затыльник с буфером; 8 — корпус спускового механизма; 9 — крышка и основание приемника и рычаг привода подачи; 10 — ствольная коробка.

     Питание патронами — ленточное, с левой подачей металлической звеньевой ленты. Лента состоит из открытых звеньев и укладывается в металлическую коробку, крепящуюся на кронштейне установки. Лотком подачи ленты служит козырек коробки. Барабанный приемник ДШК приводился в действие от рукоятки затворной рамы двигаясь назад, она натыкалась на вилку качающегося рычага-подавателя и поворачивала его. Собачка на другом конце рычага поворачивала на 60° барабан, который протягивал ленту. Извлечение патрона из звена ленты — в боковом направлении. В пулемете ДШКМ приемник ползункового типа смонтирован сверху ствольной коробки. Ползун с пальцами подачи приводится в движение коленчатым рычагом, вращающимся в горизонтальной плоскости. Коленчатый рычаг, в свою очередь, приводится в движение качающимся рычагом с вилкой на конце. Последний, как и в ДШК, приводится в движение рукояткой затворной рамы.
     Перевернув коленчатый рычаг ползуна, можно изменить направление подачи ленты с левого на правое.
     12,7-мм патрон имеет несколько вариантов: с бронебойной пулей, бронебойно-зажигательной, пристрелочно-зажигательной, пристрелочной, трассирующей, бронебойно-зажигательной трассирующей (применялась против воздушных целей). Гильза не имеет выступающей закраины, что и позволило применить прямую подачу патрона из ленты.
     Для стрельбы по наземным целям применяется откидной рамочный прицел, смонтированный на основании сверху ствольной коробки. Прицел имеет червячные механизмы установки целика и введения боковых поправок, рамка снабжена 35 делениями (до 3500 м через 100) и наклонена влево для компенсации деривации пули. Штыревая мушка с предохранителем размещена на высоком основании в дульной части ствола. При стрельбе по наземным целям диаметр рассеивания на дальности 100 м составлял 200 мм. Пулемет ДШКМ снабжается коллиматорным зенитным прицелом, облегчающим прицеливание по скоростной цели и позволяющим видеть прицельную марку и цель с одинаковой отчетливостью. ДШКМ, ставившийся на танки в качестве зенитного, снабжался коллиматорным прицелом К-10Т. Оптическая система прицела формировала на выходе изображение цели и спроецированную на нее прицельную сетку с кольцами для стрельбы с упреждением и делениями угломера.