firearms

   Russia

Machine guns Rossia

NSV-12,7 large caliber machine gun

NSVS-12.7
NSVS-12.7 large caliber machine gun on a 6T7 mount

     
   Specifications NSV-12.7

Caliber......................................................................................12,7 mm
Cartridge.......................................................................12,7 x 107 DShK
Weapon weight w/o ammo load...................................................25 kg
Weapon weight w/cartridge belt on 6T7 mount...........................41 kg
Weapon weight w/cartridge belt on universal mount 6U6.........92,5 kg
Weapon length.......................................................................1,560 mm
Weapon length on mount 6T7................................................1,900 mm
Weapon height on mount 6T7...................................................380 mm
Muzzle velocity.......................................................................845 m/sec
Rate of fire....................................................................700-800 rds/min
Effective rate of fire.........................................................80-100 rds/min
Sighting range..........................................................................2,000 m
Thickness of a penetrated armor plate at a range of 500 m.........16 mm
Cartridge belt capacity.................................................................50 rds
 
 

    By the late 1960s the DShKM had failed to meet tactical maneuverability requirements: the weight of the machine gun proper (without the mount and the ammunition befit) totalled 33.5 kg, and that on a tripod and with a 50-round belt amounted to 148 kg, while the length on a tripod equalled 2,600 mm. Development of a lighter heavy machine gun, chambered for the very same 12.7 x 108 mm cartridge and intended to replace the DShKM, began in 1969. The research and development project was codenamed Utyos.
     The project was pursued by a team of TsKlB SOO designers. including G. 3. Nikitin, Yu. M. Sokolov, and V. I. Volkov. Their machine gun entered the inventory in 1974 under the designation of NSV-12.7 (Nikitin-Sokolov-Volkov, 12.7 mm, index 6P11).
     The machine gun is gas-operated. The gas cylinder is mounted under the barrel and fitted with a gas regulator with two lateral holes of different diameters for bleeding expanding powder gases into the cylinder and the gas piston recess.
     The machine gun is fitted with a quick-change barrel attached to the receiver by a wedge latch. The barrel should be cooled or replaced after 100 shots ft can be changed without removing the machine gun from a tripod or a mount. There is a handle on the barrel or carrying the machine gun and easy replacement of the barrel.
     The locking is performed by a 3-part horizontal breech block. The upper left sub-block also serves for chambenng rounds. When the breech block, lined to the breech-block assembly by stirrups, moves forward it folds to the left and its upper and lower locking lugs engage shoulders of the receiver. The breech-block assembly with a hinged gas piston is the major component. St is equipped with three rollers for moving on the receiver guide rails — the rollers make operation of the machine gun smoother and more reliable. The mainspring is accommodated in the breech-block assembly channel. The rear part of the recoil mechanism mounts a buffer spring, which reduces the impact of the recoiling breech-block assembly. The cocking handle, mounted on the right, remains fixed during firing.
     The machine gun is fired from the rear sear. The trigger assembly is accommodated inside a separate housing in the upper rear part of the receiver. The trigger assembly provides for automatic fire only. It is operated by a pawl, which in its turn is linked to an electric trigger or a mechanical trigger of the machine gun mount. The manual safety blocks the sear.
     Ammunition feed is from a metal-Sink belt, formed from easily managed 10-round lengths (linked by a cartridge). Feed direction may be from the left or right. The belt is drawn by a feed slide, operated by a special lug of the breechblock carrier assembly.
     When the breech-block assembly recoils, the spend case is extracted from the chamber, moved along the breechblock face to the right when the breechblock carrier approaches the cartridge ejector, and held inside the breech block by the gripper. When the breech is locked again, the breech-block corner paw pushes the spend case in to the ejection chute of the receiver.. St is then pushed out by the next spent cartridge case. The fact that spent oases are ejected forward and the pawl-operated trigger assembly allow the NSV machine gun to be fitted on various mounts, including tank and fortification mounts.
     It is worth mentioning that, a general-purpose mount was given up, and the machine gun was equipped with the 6T7 standard folding ground tripod, designed by L. V. Stepanov and K. A. Baryshev, which could not be used for anti-aircraft fire and featured a limited traverse, and the 6U6 all-around traverse anti-aircraft mount, designed under the supervision of R. Ya. Purtsen. It made the weapon system more flexible and maneuverable. The availability of several mounts, which did not require any modifications of the machine gun, offered a choice depending on the mission at hand.
     When mounted on a tripod, the machine gun is designated NSV-S-12.7. The machine gun is attached to the cradle of the 6T7 tripod, which also mounts a spring-loaded skeleton butt-stock on a strut, a pistol grip, a trigger assembly, a cocking mechanism, and a sight mount. Thus, all firing controls are mounted on the tripod rather than the machine gun proper. The butt-stock and the pistol grip make machine gun handling considerably easier, while most of the recoil is absorbed by the ground through the tripod, which may move slightly. The shoulder rest allows the gunner to conducted aimed fire without digging in the tripod. When the trigger is pulled, the pawl of the machine gun trigger assembly is depressed. The cocking mechanism is of a cable type: the gunner pulls the cable handle, which rotates a drum with a star gear, operating a bar; the bar is linked with the machine gun cocking handle. The gun mount has a traverse of 10-25°, and an elevation of -8° to +10°. There is an extra folding spade on the front leg for better stability on soft ground and a shock-absorbing spring for firing on solid ground.
     In march formation the folded tripod is carried by the second crewmember. During the battle the combat crew can carry the machine gun on the tripod with the help of the handle on the barrel and the butt-stock of the tripod. It is worth mentioning that the ratio of the tripod weight to the machine gun weight has changed from 3.65 of the DShKM to 0.64 of the NSV-S-12.7.
     The 6T7 design allows it to be fitted on 6U10 and 6U11 mounts directly in pillbox firing ports and to be as quickly detached for use outside pillboxes. The 6U10 and 6U11 mounts were developed by L. V. Stepanov and fielded in 1976.
     The SPP (1OР50) optical sight, attached to the rear part of the receiver, is the main sight of the machine gun. A gunner can also use open-type irons sights, which comprise a folding tangent leaf rear sight with a windage knob, mounted on the trigger assembly housing and a foresight mounted on the muzzle.
     The NSV machine gun is also employed as an anti-aircraft weapon on warships. Designers from the Tula-based TsKlB SOO, including E. M. Kondaurov, V. E. Sokolov, I. M. Ustmkm and A. A. Lavrichenko developed the TKB-095 Ytyos-M armoured turret mount. In 1976 the turret entered service with landing craft, air cushion (LCAC), surface effect ships, and boats. The NSV-12.7 is also part of the armament of the Gorchak weapon system on a disappearing mount, designed to be used in fortified areas, road blocks, borderline areas, and crucial facilities.
     Among existing heavy machine guns the NSV-12.7 features such advantages as a relatively low weight and good maneuverability. The design of the machine gun and the mount ensure precise aiming and a high accuracy of fire, while firing the machine gun on a tripod from a prone position provide for easy aiming and concealment. The NSV-12.7 has become practically the first mass-produced machine gun in a new-generation family of light heavy machine guns.
     The machine gun was put into production at the Metallist plant in Uralsk, Kazakhstan, while the ground tripod for the NSV-S-12.7 is manufactured by the Vyatskie Polyany-based Molot Machine Building Plant.
     The tank variant is designated NSVT index 6P17. The NSVT machine gun is installed on a mount, ensuring an elevation of -5 to +75° for engaging ground and air targets. The K10-T collimator sight is employed for firing at air targets, and iron sights are used for engaging ground targets.
     The license for producing the NSVT as part of the armament of the T-72 main battle tank has been handed over to Poland, Bulgaria, and India.

стрелковое оружие

   России

Пулеметы России

Крупнокалиберный пулемет НСВ-12,7 «Утес»

пулемет НСВ-12,7 «Утес»
Крупнокалиберный пулемет НСВС 12,7 на станке 6Т7

     
   Тактико технические характеристики НСВ

Калибр.........................................................................12,7 мм
Патрон..............................................................12,7 x 107 ДШК
Масса пулемета без боекомплекта..................................25 кг
Масса пулемета с лентой на станке 6Т7..........................41 кг
Масса пулемета с лентой
на универсальной установке 6У6..................................92,5 кг
Длин апулемета..........................................................1560 мм
Длина пулемета на станке 6Т7...................................1900 мм
Высота пулемета на станке 6Т7...................................380 мм
Начальная скорость пули............................................845 м/с
Темп стрельбы...........................................700-800 выстр./мин
Боевая скорострельность............................80-100 выстр./мин
Прицельная дальность.................................................2000 м
Толщина пробиваемой брони на дальности 500 м.......16 мм
Емкость ленты......................................................50 патронов
 
 

    К концу 1960-х годов ДШКМ уже не удовлетворял требованиям тактики по маневренности: масса «тела» пулемета (без станка и ленты) составляла 33,5 кг. а на треножном станке и с лентой на 50 патронов достигала 148 кг, длина на станке в наземном положении — 2600 мм. В 1969 г. для замены ДШКМ начали разработку облегченного крупнокалиберного пулемета под тот же 12,7-мм патрон (12,7x107). Заданная опытно-конструкторская работа получила шифр «Утес».
     В ЦКИБ СОО эту работу вели Г. И. Никитин, Ю. М. Соколов и В. И. Волков. Разработанный ими образец поступил на вооружение в 1974 г. под обозначением НСВ-12,7 («Никитин-Соколов-Волков, 12,7-мм», индекс ГРАУ — 6П11).
     Автоматика пулемета имеет газовый двигатель с длинным ходом газового поршня. Газоотводное устройство расположено под стволом. Газовая камера снабжена регулятором с двумя поперечными отверстиями разного диаметра для прохода пороховых газов в канал патрубка и полость поршня.
     Ствол пулемета — сменный, крепится в ствольной коробке с помощью клина-замыкателя. После 100 выстрелов ствол следует охладить или заменить, причем замена ствола производится без снятия пулемета со станка или установки. Для переноски пулемета и удобства смены ствола на стволе имеется рукоятка.
     Запирание канала ствола осуществляется клиновым затвором, который запирается горизонтальным перемещением влево. Левый верхний боевой выступ играет также роль досылателя патрона. В переднем положении затвор, соединенный серьгами с затворной рамой, смещается влево, боевые выступы в его верхней и нижней частях заходят за выступы ствольной коробки. Ведущим звеном автоматики служит затворная рама, с которой шарнирно соединен шток газового поршня. Затворная рама снабжена тремя роликами для движения рамы по направляющим коробки — наличие роликов делает работу автоматики плавнее и надежнее. Возвратно-боевая пружина размещена в канале затворной рамы. В задней части возвратного механизма установлена буферная пружина, смягчающая удар затворной рамы при движении ее назад. Рукоятка перезаряжания расположена справа и во время стрельбы остается неподвижной.
     Выстрел производится с заднего шептала. Спусковой механизм расположен в отдельном корпусе сверху задней части ствольной. Спусковой механизм допускает ведение только автоматического огня и приводится в действие толкателем, в свою очередь связанным с электроспуском или механическим спуском установки пулемета. Флажковый неавтоматический предохранитель блокирует шептало.
     Питание — ленточное, причем металлическая звеньевая лента, собираемая из кусков по 10 звеньев (куски соединяются патроном), может иметь как правую, так и левую подачу. Перемещение ленты производится подающим механизмом ползункового типа, приводимым в движение специальным скосом затворной рамы.
     В ходе отката подвижной системы стреляная гильза после извлечения из патронника при подходе затворной рамы к отражателю смещается им вдоль зеркала затвора вправо и удерживается в затворе фиксатором. В момент нового запирания канала ствола толкатель рамы вытолкнет гильзу в гильзоотводный канал ствольной коробки. Оттуда ее выталкивает вперед следующая гильза. Выброс гильз вперед и работа спускового механизма от толкателя позволяет монтировать пулемет НСВ на различных установках, включая танковые и фортификационные.
     Характерен отказ от универсального станка — к пулемету были приняты отдельно треножный складной наземный станок 6Т7 (конструкции Л. В. Степанова и К. А. Барышева) без возможности зенитной стрельбы и с ограниченным сектором наводки по горизонтали и зенитная установка кругового обстрела 6У6, разработанная под руководством Р. Я. Пурцена. Это сделало оружейный комплекс более гибким и маневренным. Принятие нескольких установок, не требующих какой-либо доработки пулемета, позволило выбирать тип установки, наиболее соответствующий задачам.
     В станковом варианте пулемет обозначается НСВ-С-12,7. Пулемет крепится в люльке станка 6Т7, на которой также смонтированы подпружиненный трубчатый приклад, пистолетная рукоятка. спусковой механизм, механизм перезаряжания, кронштейн прицела. Таким образом, органы управления стали принадлежностью станка, а не «тела» пулемета. Приклад и пистолетная рукоятка намного повышают удобство управления, в то время как большая часть энергии отдачи через станок уходит в грунт, частично затрачиваясь и на смещение станка. Наличие плечевого упора позволяет вести прицельную стрельбы без закрепления станка на грунте. При нажатии на спусковой крючок утапливается толкатель спускового механизма пулемета Механизм перезаряжания сделан тросовым: стрелок тянет рукоятку тросика, тот вращает барабан со звездочкой, приводящей в движение планку; планка же сцепляется с рукояткой перезаряжания пулемета. Углы наведения по горизонтали 10-25°, по вертикали от -8° до +10°. Для лучшей устойчивости при стрельбе передняя нога имеет откидной сошник для мягкого грунта и клыки для твердого, амортизирующую пружину.
     В походном положении сложенный станок переносится вторым номером расчета. В бою расчет может переносить пулемет на станке за рукоятку ствола и приклад станка. Заметим, как изменилась отношение массы станка к массе «тела» пулемета — с 3,65 у ДШКМ до 0,64 у НСВ-С-12,7.
     Конструкция 6Т7 позволяет крепить пулемет со станком на установках 6У10 и 6У11 непосредственно в амбразурах ДОТов, при этом их можно также быстро отделить для использования вне огневого сооружения. Установки 6У10 и 6У11 были разработаны Л. В. Степановым и приняты на вооружение в 1976 г.
     Основным прицелом служит оптический СПП, крепящийся на ствольной коробке в задней части. Можно использовать и открытые механические прицельные приспособления, включающие секторный прицел с механизмом введения боковых поправок, укрепленный на корпусе спускового механизма, и мушку, укрепленную в дульной части ствола.
     Установка 6У6 состоит из треноги с сошником и верхнего станка, вращающегося на 360°. включает коллиматорный зенитный прицел ОП80 на особом кронштейне и оптический наземный ОП81. Большие углы возвышения и склонения позволяют использовать установку и для стрельбы по наземным целям в положении лежа; сиденье пулеметчика при этом используется в качестве приклада. Кроме того НСВ-12,7 монтировался на горной зенитной установке ЗГУ-1 (вместо 14,5-мм пулемета КПВ).
     НСВ используется также в качестве зенитного вооружения боевых кораблей — в тульском ЦКИБ СОО (ныне входящем в КБП) Е. М. Кондауровым. В. Е. Соколовым, И. М, Устинкиным, А. А. Лавриченко разработана также бронированная турельно-башенная установка «Утес-М» (заводской индекс ТКБ-095). В 1976 г. установка была принята для вооружения судов на воздушной подушке, экранопланов и катеров. НСВ-12,7 вошел и в состав огневого комплекса «Горчак» на скрывающейся установке, предназначенного для оборудования укрепрайонов. блокпостов, приграничных зон, защиты важных объектов.
     Среди состоящих на вооружении крупнокалиберных пулеметов НСВ-12,7 выгодно отличается сравнительно небольшой массой и хорошей маневренностью. Устройство пулемета м станка обеспечивают точность наводки и хорошую кучность стрельбы, а стрельба со станка из положения лежа с использованием приклада — удобство наводки в сочетании со скрытностью. НСВ-12,7 стал практически первым серийным образцом в новом поколении — облегченных крупнокалиберных пулеметов.
     Производство пулемета было организовано на заводе «Металлист» в г. Уральске (Казахстан), производство наземного станка к НСВ-С-12,7 организовали на Вятско-Полянском машиностроительном заводе «Молот».
     Танковый вариант пулемета имеет обозначение НСВТ и индекс 6П17. НСВТ монтируется на установке, обеспечивающей обстрел наземных и воздушных целей при углах наведения по вертикали от -5 до +75°. Для стрельбы по воздушным целями используется коллиматорный прицел К10-Т, по наземным — механический.
     Производство НСВТ как части комплекса вооружения танка Т-У2 было передано также Польше, Болгарии, Индии.