firearms

   Russia

Machine guns Rossia

7.62 mm Kalashnikov РК / PKS machine gun

PKM
PK machine gun on a bipod


     
   Specifications PK

Caliber......................................................................7,62 mm
Cartridge..................................................................7,62 x 54
Weight of PKM w/o ammunition load...........................7,5 kg
Weight of PK w/o ammunition load..............................9,0 kg
Machine gun length................................................1,173 mm
Machine gun length on mount................................1,270 mm
Barrel length..............................................................658 mm
Bullet muzzle velocity..............................................825 m/sec
Rate of fire...........................................................650 rds/min
Effective rate of fire..............................................250 rds/min
Sighting range...........................................................1,500 m
Cartridge-belt capacity...............................100, 200 or 250 rds
 
 

    The Soviet Union had repeatedly attempted to develop a general-purpose machine gun, which could be used as a flight, a medium, an anti-aircraft, and with certain modifications a tank machine gun Finally, the Main Artillery Directorate adopted specification requirements for a 7.62 mm general-purpose company- and battalion-level machine gun, chambered for a rifle cartridge, in 1955. The new machine gun was to replace the RP-46 company machine gun, and the SGM medium machine gun. The development project was embarked on by two teams of TsKB-14 designers, including G. I. Nikitin and Yu. M. Sokolov in the first one, and V. I. Silin and V. F. Pererushev in other one, and designer G. S. Garanin of the Kovrov-based OKB-575 design bureau. The Nikitin-Sokolov machine gun, mounted on the Samozhenkov tripod, successfully passed range field tests m 1958. Based on the results of the tests, the Main Artillery Directorate, transformed onto the Main Missiles and Artillery Directorate m 1960, decided to .manufacture a batch of machine guns for service tests and then put the machine gun into production at the Kovrov Mechanical Plant.
     When the machine gun, developed by G. I. Nikitin and Yu. M. Sokolov, was almost completed, a team of Izhevsk Mechanical Plant designers, headed by M. T. Kalashnikov, joined the competition. Development of the new machine gun saw participation of V. V. Krupin, V. N. Pushchin, A. D. Kryakushsn, as well as Startsev, Kamzolov, Koryakovtsev, Yuferev, etc. The machine gun was based on the well-proven gas-operated rotary-bolt-Iocked design of the assault rifle. The Kalashnskov and the Nikitin-Sokolov prototypes underwent service tests in the Central Asia, the Odessa, and the Baltic military districts, as well as at the Vystrel officer training courses in late 1960. The Kalashnikov prototype demonstrated the same «family» advantages, inherent in Kalashnikov assault rifles, namely an operational reliability, a production effectiveness, easy manufacture and maintenance. The Main Missiles and Artillery Directorate and the Ministry of the Defence Industry gave their preferences to the Kalashnskov assault rifle. The PK/PKS (Kalashnikov machine gun/Kalashnikov medium machine gun, tradex 6P6) entered the inventory in October 1961. It was put into production at the Kovrov Mechanical Plant. The PK/PKS was supplied with a tripod mount and an ammunition box, earlier envisioned for the Nikitin-Sokoiov machine gun.
     The quick-change barrel is slid into to the receiver and attached by a barrel-lock. II has lengthwise ribs to increase rigidity and improve heal removal. The barrel lock also regulates the gap between the breeching face and the breech end of the barrel. There is a folding handle for carrying the machine gun and changing the barrel. The muzzle is equipped with a cone-shaped or a cylindrical slotted flash suppressor.
     The machine gun is gas-operated. The gas cylinder is mounted under the barrel and fitted with a gas regulator with three fixed positions. The gas regulator opens corresponding holes to change the amount of expanding powder gases bled off out of the gas cylinder into the atmosphere, thus9 varying the recoil transferred on to the piston.
     The breech is locked by the rotating bolt, with two locking lugs engaging locking recesses on the receiver. The gas piston is hinged lo the bolt carrier assembly, and its vertical travel makes machine gun assembly and disassembly easier. The protruding rear part of the bolt carrier assembly has a spiral, which facilitate rotation of the Socking bolt. The mainspring is accommodated in the boIt carrier assembly slide channel. A cartridge extractor with a latch is mounted in the rear part of the bolt carrier assembly. The cocking lever, mounted on the right, is not integral with the bolt carrier and does not reciprocate as the gun fires.
     The machine gun fires from the rear sear. The trigger assembly, mounted inside the receiver, provides for automatic fire only. The manual safety locks the sear, which engages the sear notch of the bolt carrier assembly, and the trigger lug does not allow the bolt earner assembly to go all the way back. The trigger assembly is operated by the mainspring.
     The PK machine gun features an ammunition belt-feed, with the belt placed in the feedway from the right. The ammunition is fed by metallic non-disintegrating closed-link belts. Given a rimmed national rifle cartridge and closed-Sink belts used for feeding Kalashnikov machine guns, a two-stage feed mechanism with a preliminary extraction of a cartridge from a belt link was preferred to a direct ammunition feed design. The PK machine gun is equipped with a lever-type feed mechanism, mounted on the feed cover and operated by the feed lever, mounted on the right wall of the receiver and wrapping around the bolt carrier with its feed pawl and roller. The feedway is protected by flapping dust covers. There ammunition boxes for 100 and 200-round ammunition belts. When the machine gun is tired from a bipod, the 100-round ammunition box is attached to the underside of the receiver. When the Samozhenkov tripod mount is employed all types of belt boxes are carried and mounted separately. A 100-round belt box has a folding leaf in its cover for feeding the ammunition belt» when the box is attached to the machine gun. The Rakov device is used for loading ammunition belts.
     Short and long bursts of a general-purpose machine gun differ from those of an assault rifle or a light machine gun. A short burst includes up to 10 rounds, and a long one comprises up to 30 rounds. The PK machine gun fires the standard 7.62 x 54R rifle cartridge with several types of bullets, including a light steel-cored ball bullet, a enhanced-penetration bullet, a tracer bullet, an armour-piercing incendiary bullet etc.
     The machine gun is fitted with an open iron sights, including a vertical leaf rear sight with a windage knob, mounted on the receiver cover, and a cylindrical post foresight, mounted on the muzzle.
     The machine gun is made of pressed-metal parts. For instance, the receiver is constructed of riveted and welded stampings with a riveted insert The shelf deflector on the left wall of the receiver is closed by a spring-loaded cover., which only opens when a spend case is ejected. The receiver also mounts a pistol grip and a frame butt with a cut-through for the left hand grip and comfortable carrying on the battlefield. The detachable gas cylinder mounts a folding pressed-metal bipod, with its right spade accommodating links of the knockdown cleaning rod, while other accessories and an oil-solvent container are stored inside butt recesses.
     When mounted on the 6T2 mount, designed by E. S. Samozhenkov, the PKS machine gun is attached to the cradle. The cradle is hinged to the plug-in swivel equipped with a rack-and-pinion traversing mechanism, and a rod-and-screw elevation mechanism. The traversing mechanism is fitted with stops to limit the field of fire. For anti-aircraft fire or fire against ground targets from a kneeling position the cradle mounts a collapsible pole with a pivoting bracket. The mount features non-digging-in spades — sliding spades affect the accuracy of fire less than a «jumping» tripod with dug-in spades. There is an extra folding spade on the front leg for slippery and moving ground. Hinged tripod legs allow a gunner to fire the machine gun from a prone, a sitting, or a kneeling position.
     The PK/PKS general-purpose machine gun features relatively small dimensions and weight and a sufficient accuracy of fire. The PK machine gun, faring short bursts from a bipod, has the following accuracy of fire: a mean deviation of 7-10 cm at a range of 100 m, 37-51 cm at 500 m, and 71-103 cm at 1000 m. The PKS machine gun, firing bursts from a tripod with fixed traversing and elevation mechanisms, features a mean deviation of 5-6 cm at a range of 100 m, 25-29 cm at 500 m, and 49-68 cm at 1000 m. The quick-change barrel and the belt-feed enable the machine gun lo conduct intensive fire.
     The PKN/PKSN «night» version is fitted with a rail on the left side of the receiver for mounting PPN-1, PPN-2, PPN-3, NSPU, and NSPUM passive night sights.
     The Kalashnikov PK machine gun is in service with more than a dozen and a half foreign countries.

PKS
PKS machine gun on a Stepanov mount intended for ground targets

стрелковое оружие

   России

Пулеметы России

Пулеметы Калашникова ПК, ПКС

ПКМ
Пулемет ПК на сошке


     
    Тактико технические характеристики

Калибр........................................................................7,62 мм
Патрон......................................................................7,62 x 54
Масса пулемета ПК без боекомплекта...........................9,0 кг
Масса пулемета ПК со станком.....................................16,7 кг
Длина пулемета.........................................................1173 мм
Длина пулемета на станке.........................................1270 мм
Длина ствола...............................................................658 мм
Начальная скорость пули............................................825 м/с
Темп стрельбы.................................................650 выстр./мин
Боевая скорострельность................................250 выстр./мин
Прицельная дальность................................................1500 м
Емкость ленты.............................................100, 200 патронов
 
 

    К созданию единого пулемета, который можно было применять в качестве ручного, станкового, зенитного, а — с некоторой доработкой — и танкового, в нашей стране подступались не однажды. В 1955 г. Главное артиллерийское управление (ГАУ) утвердило тактико-технические требования на «7,62-мм единый ротный и батальонный пулемет под винтовочный патрон». Этот пулемет должен был заменить пулемет РП-46 и станковый СГМ.
     В ЦКБ-14 этой работой занялись группы Г. И. Никитин — Ю. М. Соколов и В. И. Силин — В.Ф. Перерушев, в ковровском ОКБ-575 конструктор — Г. С. Гаранин. В 1958 г. полигонные испытания успешно прошел пулемет Никитина-Соколова на треножном станке Саможенкова. По их результатам ГАУ приняло решение изготовить серию пулеметов для войсковых испытаний, а затем начать их производство на Ковровском механическом заводе.
     В это время, в состязание включился конструкторский коллектив, возглавляемый на Ижевским машиностроительном заводе М.Т. Калашниковым. В разработке пулемета приняли участие В. В. Крупин, В. Н. Пущин, А. Д. Крякушин, а также Старцев, Камзолов, Коряковцев, Юферев и др. За основу взяли решения, уже отработанные в автомате — газовый двигатель автоматики с длинным ходом газового поршня, запирание канала ствола поворотом затвора. Войсковые испытания образцов Калашникова и Никитина-Соколова проходили в конце 1960 г. в Среднеазиатском, Одесском, Прибалтийском военных округах, а также на офицерских курсах «Выстрел». Образец группы Калашникова показал те же «фамильные» преимущества, что ранее были достигнуты в автоматах — надежность в эксплуатации, технологичность, простота в изготовлении и обслуживании. В октябре 1961 г. на вооружение был принят пулемет ПК/ПКС («пулемет Калашникова/пулемет Калашникова станковый», индекс 6П6). Производство пулеметов Калашникова было освоено на Ковровском механическом заводе. К пулемету Калашникова и его станковому варианту были приняты треножный полевой станок и патронная коробка, предусмотренные ранее для пулемета Никитина-Соколова.
     Ствол пулемета — быстросменный, крепится в ствольной коробке сухарным соединением с помощью замыкателя. На нем имеются продольные ребра для увеличения теплоотвода. Замыкатель ствола обеспечивает также регулирование зазора между зеркалом затвора и пеньком ствола. Для переноски пулемета и смены ствола имеется складная рукоятка. На дульной части ствола крепится конический или щелевой цилиндрический пламегаситель.
     Автоматика пулемета имеет газовый двигатель. Газовая камера расположена под стволом и снабжена регулятором с тремя фиксированными положениями. Регулятор открытием соответствующих отверстий изменяет количество пороховых газов, сбрасываемых из камеры в атмосферу и, тем самым, изменяет величину импульса, передаваемого поршню.
     Запирание затвора производится его поворотом, при котором два боевых выступа заходят за боевые упоры ствольной коробки. Шток газового поршня соединен с затворной рамой шарнир но, возможность его качки в вертикальной плоскости облегчает разборку и сборку пулемета. Задняя выступающая часть затворной рамы имеет спираль, обеспечивающую поворот затвора при запирании и отпирании. Возвратно-боевая пружина размещена в канале затворной рамы. В задней части затворной рамы на стойке закреплен извлекатель с защелкой. Расположенная справа рукоятка перезаряжания не связана жестко с затворной рамой и при стрельбе остается неподвижной.
     Выстрел производится с заднего шептала. Спусковой механизм допускает ведение только автоматического огня и собран в спусковой коробке. Флажковый неавтоматический предохранитель блокирует спусковой рычаг, удерживающий затворную раму за боевой взвод, при этом отросток спускового крючка не позволяет отвести назад затворную раму полностью. Ударный механизм действует от возвратно-боевой пружины.
     ПК имеет ленточное питание с подачей ленты справа. Лента — металлическая, звеньевая, нерассыпная, с закрытым звеном. В связи с конфигурацией отечественного винтовочного патрона с выступающей закраиной гильзы и использованием ленты с замкнутым звеном в пулемете Калашникова прямой подаче патрона из ленты в патронник выбрали двухступенчатую схему с предварительным извлечением патрона из звена ленты. Механизм подачи патронов у ПК — рычажной схемы. Механизм смонтирован на откидном основании приемника и приводится в действие рычагом подачи (подавателем), смонтированным на правой стенке ствольной коробки и охватывающим затворную раму своим выступом (справа) и роликом. Окна для подачи и выхода ленты прикрыты откидными пылезащитными щитками. Имеются патронные коробки для лент на 100 и 200 патронов, При использовании пулемета на сошке коробка с лентой на 100 патронов крепится на ствольную коробку снизу, при использовании на треножном станке Саможенкова все варианты коробок носятся и располагаются на позиции отдельно. Коробка на 100 патронов имеет в крышке откидной клапан для прохода ленты, когда коробка укреплена на пулемете. Для снаряжения патронных лент используется машинка Ракова.
     Понятие короткой и длинной очереди для единого пулемета иное,
     чем для автомата или ручного пулемета — короткая включает до 10 выстрелов, длинная до 30. Для стрельбы используется винтовочный (винтовочно-пулеметный) патрон 7,62x54 с несколькими типами пуль: обыкновенная легкая со стальным сердечником,, повышенной пробиваемости, трассирующая, бронебойно-зажигательная и др.
     Пулемет имеет открытый секторный механический прицел, колодка которого установлена на крышке ствольной коробки, мушка крепится на дульной части ствола. Прицел имеет механизм введения боковых поправок.
     В конструкции пулемета использованы штампованные детали. В частности, ствольная коробка выполнена штампованной с вклепанным вкладышем, с приваркой и клепкой арматуры. Гильзоотводное окно в левой стенке ствольной коробки закрыто подпружиненной крышкой, которая открывается только в момент отражения гильзы. К ствольной коробке присоединены пистолетная рукоятка и рамочный приклад со сквозным вырезом для удержания левой рукой, а также удобства переноски пулемета в бою. На отделяемой трубке газового поршня крепится складная штампованная сошка, в правой ноге сошки укладываются звенья разборного шомпола, остальная принадлежность и масленка — в гнездах приклада.
     На станке 6Т2 конструкции Е. С. Саможенкова пулемет ПКС крепится на раме (люльке). Рама шарнирно соединена со штыревым вставным вертлюгом, снабженным секторным механизмом горизонтальной наводки и стержневым механизмом — тонкой вертикальной наводки. Сектор горизонтальной наводки снабжен ограничителями для фиксированного рассеивания по фронту. Для зенитной стрельбы и стрельбы по наземным целям с колена на раме закреплена откидная стойка с вращающимся кронштейном. Характерной чертой станка являются везарывающиеся сошники ног — скольжение ног по грунту меньше сбивает наводку при стрельбе, нем «подпрыгивание» станка вокруг зарывшихся сошников. Для скользких и подвижных грунтов на передней ноге имеется откидной дополнительный сошник. Крепление ног позволяет вести огонь со станка в положении лежа, сидя или с колена.
     Единый пулемет ПК отличается сравнительно небольшими размерами и массой при достаточной кучности стрельбы. Характеристики рассеивания пулемета ПК при стрельбе короткими очередями с сошки следующие:
     на дальности 100 м — срединные отклонения 7-10 см, на дальности 500 м — 37-51 см, на дальности 1000 м — 71-103 см. Характеристики рассеивания пулемета ПКС при стрельбе очередями с закрепленными механизмами наведения: на дальности 100 м — срединные отклонения 5-6 см, на дальности 500 м — 25-29 см, на дальности 1000 м — 49-бЗсм. Сменный ствол и ленточное питание позволяют вести интенсивную стрельбу.
     «Ночная» модификация пулемета ПКН/ПКСН имеет на левой стенке ствольной коробки планку для установки ночных бесподсветных прицелов — ППН-1, ППН-2, ЛПН-3, НСПУ, НСПУМ.
     ПК состоит на вооружении армий более чем полутора десятка стран.


Пулемет ПКС с приблром ночного видения НСПУМ