firearms

   Russia

Machine guns Rossia

RPK Kalashnikov light machine gun

RPK
RPK light machine gun on a box type magazine

RPK Kalashnikov light machine gun
RPK light machine gun on a bipod with and disk type magazine

     
   Specifications RPK

Caliber......................................................................7.62 mm
Cartridge...............................................7.62 x 39 (Mod. 1943)
Weight w/magazine.....................................................4.8 kg
Length....................................................................1,040 mm
Barrel length............................................................. 590 mm
Bullet muzzle velocity..............................................745 m/sec
Rate of fire...........................................................600 rds/min
Effective rate of fire.........................................40/150 rds/min
Sighting range..........................................................1,000 m
Magazine capacity................................................40 or 75 rds
 
 

    The USSR started toying with and implementing the idea of standardising automatic small arms, chambered for the same cartridge and based on the same system, earlier than other states.
     In March 1953 the Small Arms Directorate of the Main Artillery Directorate issued specification requirements to be met by the following standardised automatic weapons: a new Sight assault rifle and a light machine gun. Light assault rifles and Sight machine guns, developed by M. T. Kalashnikov, G. A. Korobov, A. S. Konstantinov, V. V. Degtyarev, and G. S. Garanin, underwent tests in 1956. The new Sight machine gun was expected to replace the 1944-vintage RPD light machine gun, chambered for the very same 1943-vintage assault rifle cartridge, in the inventory of motorized rifle, airborne, and marine squads. In addition to preserving combat capabilities, inherent in the 7.62 mm RPDS intact, the specification requirements also envisioned a considerable reduction in the manufacturing lab our intensity and the weight of the machine gun.
     The 6P2 Kalashnrkov RPK Sight machine gun, standardized with the AKM assault rifle, which had been fielded two years before, entered service in 1961. The RPK is an automatic small arm of a motorized rifle squad, designed to kill enemy manpower and weapon systems. When SKS carbines were replaced with the upgraded Kalashnikov assault rifles and the RPD light machine gun was succeeded by the RPK, all automatic weapons in the inventory of squads and platoons turned out to be totally standardized with respect to the cartridge fired and the operating system. The fact that the new light machine gun and the well-mastered AKM assault rifle shared a wide range of standardized units and assemblies, made the RPK easy to manufacture and master (moreover so that the AK as one of the simplest designs to study and master), and ensured its reliability. Easy field-stripping, maintenance, and repair are of paramount importance. The design of the RPK is the same as that of the AKM assault rifle, most of their units and components are interchangeable which ensures good reparability of the weapons in field workshops and at arms depots of military districts. Although, there was a downside of standardizing the assault rifle with the light machine gun for the defence industry — survivability requirements to be met by standardized parts were defined by survivability requirements, facing the light machine gun. The RPK was put into production at the Vyatskse Polyany-based Molot Machine Building Plant.
     The main differences between the RPK light machine gun and the baseline assault rifle include a longer heavy barrel a reinforced insert in the breech area, a folding bipod, and a large-capacity organic magazine. The barrel is integrated with the pressed, riveted, and welded receiver. The 590 mm Song barrel, heavier than that of the assault rifle, has increased the effective range of fire up to 800 m, while a larger-capacity magazine has resulted in a more intensive firepower.
     The RPK is gas operated, with a vent opening into a cylinder placed above the barrel and the gas piston rigidly linked with the bolt carrier assembly. The weapon is locked by the rotating bolt, with two locking lugs engaging corresponding Socking shoulders of the receiver. The cocking lever, mounted on the right, is integral with the bolt carrier and reciprocates as the gun fires. The recoil spring is accommodated in the bolt carrier assembly slide channel. The backstop of the recoil spring guide serves as the latch of the pressed-metal receiver cover. Tough barrel survivability requirements and steel-cored bimetal-jacketed bullets demanded measures to increase the service life of the barrel, thus, the bore, the chamber, and the bolt carrier assembly piston are chromium plated.
     The hammer-type trigger assembly features a spinning hammer and a U-shaped coiled hammer spring.
     The trigger assembly allows the gun to conduct single-shot and automatic fire. The same rotating selector arm acts as a fire selector and a safety. When rotated to «safe», the selector arm covers the trigger extension and prevents trigger movement, blocks the single-shot/automatic sear and conies up to block the groove between the receiver and the receiver cover, thus, blocking the cocking lever integrated with the bolt carrier assembly. The automatic trigger holds the hammer in the cocked position until the bore is locked. A discharge is only possible when the breech is locked, but given the heavy barrel and primarily short-burst fire, it does not increase the risk of a spontaneous shot, caused by a heated-up chamber.
     The shape of the butt-stock of the mass-produced RPK Sight machine gun is the same as that of its predecessor the RPD light machine gun. The thin small of the butt allows it to be gripped with the left hand for supported firing. The sights include a protected foresight on a high mount, and a leaf U-notch rear-sight sliding on a ramp, mounted in middle part of the receiver. The light machine gun with a longer and heavier barrel was expected to have a greater range of fire than the assault rifle. However, it took the bullet of the interim cartridge so Song to cover the maximum range of fire, that windage and range adjustments were quite significant. Thus, the rear-sight is equipped with a windage knob. The sights may be fitted with caps fluorescent white spots for night fire. The caps were fielded in 1959. The bipod, mounted well forward, improved the stability of the light machine gun and the accuracy of fire from a support.
     The magazine feed system made designers develop large-capacity magazines — a 40-round double-column curved box magazine and a 75-round drum magazine. The drum magazine accommodates rounds in a helical channel, formed by the fixed spirals of the magazine body and cover. The drum magazine has a loading lever on the front that is used to compress the magazine spring before each round is inserted into the feed lips. It is released after each round is loaded. RPK magazines are completely interchangeable with assault rifle magazines.
     The Sight machine gun is fired from the shoulder in an upright or a kneeling position or from the bipod in short bursts (up to five rounds), long bursts (up to 15 rounds), or continuously.
     The RPK light machine gun is in service with more than 20 foreign countries, which a number of states manufacturing its replicas or versions.
     «Night» versions of the RPK light machine gun feature a dovetail rail on the left side of the receiver for mounting a night sight. Depending on the type and the model of a night sight there are the following versions:
— RPKN, fitted with the NSP-2 active night sight (the sight features a weight with an infrared spotlight of 4.9 kg, a magnification of 2.1 fold, and a visibility range of 150-250 m);
— RPKL, fitted with the NSP-3 passive night sight (the sight has a weight of 2.7 kg, a magnification of 2.7 fold, and a visibility range of 250-300 m);
— RPKN1, fitted with the NSPU versatile passive night sight, (the sight features a weight of 2.2 kg, а. magnification of 3.5 fold, and is graded for a range of fire of assault rifles and light machine guns of 300 to 700 m);
— RPKN2S equipped with the upgraded NSPUM passive night sight;
— RPKN2, equipped with the NSPU-3 passive night sight (the sight has a weight of 2.1 kg and is capable of defecting a man at a range of 600 m depending on the celestial background light.

стрелковое оружие

   России

Пулеметы России

Ручной пулемет Калашникова - РПК

  Ручной пулемет РПК с коробчатым магазином
Ручной пулемет РПК сошка сложена, с коробчатым магазином

Ручной пулемет РПК с дисковым магазином
Ручной пулемет РПК на сошке, с дисковым магазином

     
    Тактико технические характеристики

Калибр........................................................................7,62 мм
Патрон..................................................7,62 x 39 (обр.1943 г.)
Масса оружия без магазина...........................................4,8 кг.
Длина.........................................................................1040 мм
Длина ствола...............................................................590 мм
Начальная скорость пули............................................745 м/с
Темп стрельбы.................................................600 выстр./мин
Боевая скорострельность...........................40/150 выстр./мин
Прицельная дальность................................................1000 м
Емкость магазина.......................................45 или 75 патронов
 
 

    Идея унификации автоматического стрелкового вооружения на основе одного патрона и одной системы отрабатывалась в СССР раньше, чем в других странах, и была реализована раньше и полнее.
     В марте 1953 г. Управление стрелкового вооружения ГАУ разработало тактико-технические требования на унифицированные образцы автоматического оружия — новый, «легкий» автомат и ручной пулемет. В 1956 г. прошли испытания «легких» автоматов и ручных пулеметов М.Т. Калашникова, Г. А. Коробова, А. С. Константинова, В. В. Дегтярева и Г. С. Гаранина. Ручной пулемет должен был заменить ручной пулемет РПД (обр. 1944 г.) под тот же автоматный патрон обр. 1943 г. на вооружении мотострелковых, парашютно-десантных отделений и отделений морской пехоты. Тактико-техническое задание предусматривало кроме безусловного сохранения боевых характеристик, достигнутых на 7,62-мм РПД, существенное уменьшение трудоемкости изготовления и массы пулемета.
     В 1961 г. на вооружение поступил «ручной пулемет Калашникова» (РПК, индекс 6П2), унифицированный с принятым двумя годами ранее автоматом АКМ. РПК — автоматическое стрелковое оружие мотострелкового отделения, предназначенное для уничтожения живой силы и поражения огневых средств противника. С заменой карабинов СКС модернизированным автоматом АКМ, а ручного пулемета РПД на РПК автоматическое оружие в звене отделение-взвод стало полностью унифицированным по патрону и по системе. Широкая унификация узлов и деталей ручного пулемета с уже освоенным АКМ намного упростила производство РПК, его изучение в войсках (тем более, что система АК — одна из наиболее простых в изучении и освоении), обеспечила ручному пулемету надежность работы базового образца. Немаловажное значение имеет простота разборки, ухода и ремонта. Схема устройства РПК аналогична автомату АКМ, большая часть их узлов и деталей взаимозаменяемы — регулярно проверяемая идентичность деталей обеспечивает широкую ремонтопригодность оружия в войсковых мастерских и на арсеналах военных округов. Правда, для производства унификация автомата с ручным пулеметом имела и оборотную сторону — требования по живучести деталей унифицированного семейства определялись требованиями по живучести к ручному пулемету. Производителем РПК стал Вятско-Полянский машиностроительный завод «Молот».
     Главные отличия РПК от базового автомата — удлиненный тяжелый ствол, усиленный вкладыш ствольной коробки, наличие складной сошки и большая емкость штатного магазина. Ствол соединен со штампо-клепано-сварной ствольной коробкой неразъемно. Более тяжелый, по сравнению с автоматным, ствол длиной 590 мм позволил увеличить дальность эффективной стрельбы до 800 м, а увеличение емкости магазина дало возможность вести более интенсивный огонь.
     Автоматика имеет газовый двигатель с длинным ходом поршня, т.е. действует за счет отвода пороховых газов через боковое отверстие в стенке ствола, а газовый поршень со штоком жестко связан с затворной рамой. Запирание затвора осуществляется его поворотом, при этом два боевых выступа затвора заходят в соответствующие пазы вкладыша ствольной коробки. Рукоятка перезаряжания расположена справа и выполнена заодно с затворной рамой. В продольном канале затворной рамы помещена возвратная пружина. Задний упор направляющего стержня возвратной пружины служит защелкой штампованной крышки ствольной коробки. Высокие требования по живучести ствола, использование пуль со стальным сердечником и биметаллической оболочкой требовало мер по повышению ресурса ствола, поэтому канал ствола, патронник и шток затворной рамы с поршнем подвергали хромированию.
     Ударный механизм — куркового типа с вращающимся на оси курком и П-образной витой боевой пружиной. Спусковой механизм допускает ведение автоматического и одиночного огня. Единая поворотная деталь выполняет функции переводчика видов огня и флажкового предохранителя. В положении «предохранитель» она блокирует спусковой крючок, шептала одиночного и автоматического огня и препятствует движению назад затворной рамы, частично перекрывая продольный паз между ствольной коробкой и ее крышкой. Автоспуск удерживает курок во взведенном положении до полного запирания канала ствола. Выстрел производится с переднего шептала, но при тяжелом стволе и ведении огня преимущественно короткими очередями это не повышает риск самопроизвольного выстрела из-за разогрева патронника.
     Форма приклада для серийного образца РПК была заимствована у предшественника — пулемета РПД. Утонченная шейка приклада позволяет при стрельбе с упора охватывать его левой рукой. Прицельное приспособление включает мушку с предохранителем, крепящуюся на высоком основании в дульной части ствола, и секторный прицел с прямой планкой, установленный в средней части ствольной коробки. Для ручного пулемета с более длинным и тяжелым стволом задавалась большая, нежели у автомата, дальность стрельбы. Однако время полета пули промежуточного патрона на предельные дальности было таким, что в прицел приходилось вносить значительные поправки на боковой ветер и на фронтальное движение цели. Поэтому секторный прицел РПК имеет механизм ввода боковых поправок Для стрельбы в темноте по вспышкам выстрелов на прицельные приспособления могут крепиться насадки со светящимися точками — такое приспособление было принято на снабжение войск в 1959 г. Сошка, укрепленная в дульной части ствола, повысила устойчивость пулемета при стрельбе и улучшила кучность при стрельбе с упора.
     Магазинная система питания заставила разработать более емкие, нежели у автомата, магазины — коробчатый, секторной формы, с двухрядным расположением 40 патронов и барабанный емкостью 75 патронов. Патроны в барабанном магазине размещаются по образующей в улиткообразном ручейке, образованном неподвижными спиралями корпуса и крышки магазина. Продвижение патронов по спирали к горловине магазина обеспечивает вращающийся подаватель с пружиной, заводимой при снаряжении магазина патронами. Магазины РПК взаимозаменяемы с автоматным.
     Огонь из ручного пулемета ведется с упором приклада в плечо стоя, с колена или с сошки, короткими (до 5 выстрелов), длинными (до 15 выстрелов) очередями или непрерывно.
     РПК состоит на вооружении армий более 20 стран» в ряде стран производятся его копии или варианты.
     «Ночные» модификации ручного пулемета РПК отличаются наличием на левой стороне ствольной коробки планки для установки кронштейна ночного прицела на крепление типа «ласточкин хвост». В соответствии с типом и моделью ночного прицела имеются следующие модификации: — РПКН с установкой ночного прицела подсветного («активного») типа НСП-2, масса прицела с ИК лампой-фарой в боевом положении — 409кг, кратность увеличения — 2,1х, дальность видимости — 150-250 м;
— РПКЛ с установкой бесподсветного ночного прицела усилительного типа НСП-3, масса прицела в боевом положении —- 2,7 кг, кратность увеличения — 2E7xs дальность видимости — 250-300 м;
— РПКН1 с установкой бесподсветного универсального ночного стрелкового прицела НСПУ, масса прицела в боевом положении — 2,2 кг, кратность увеличения — З35х, шкала для автоматов и ручных пулеметов имеет установки для стрельбы на дальности от 300 до 700м;
— РПКН2 с установкой модернизированного бесподсветного ночного прицела НСПУМ;
— РПКН2 с установкой бесподсветного ночного прицела НСПУ-3, масса прицела — 2,1 кг, прицел обеспечивает надежное обнаружение человека на дальности до 600 м, в зависимости от уровня освещенности местности светом звезд или луны.