firearms

   Russia

Sniper rifles Russia

SVU-AS (OTs-03AS) shortened sniper rifle

SVU-AS
SVU-AS sniper rifle with an optical PSO 1 sight and folded bipods

OTs-03AS
SVU-AS sniper rifle mounted on a bipods

     
   Specifications SVU-AS

Caliber.......................................................................7,62 mm
Cartridge...............................................................7,62 x 53 R
Weapon weight w/magazine and optical sight..............5,5 kg
Weapon length..........................................................900 mm
Barrel length..............................................................520 mm
Muzzle velocity........................................................800 m/sec
Rate of fire............................................................650 rds/min
Sighting range against manpower........................up to 800 m
Magazine capacity.........................................................10 rds
 
 

    As far back as the 1970s the designer L. V. Bondarev from the Central Design Bureau of Sporting and Hunting Guns (TSKIB SOGs Tula) developed an SVU rifle ("snayperskaya vintovka ukorochennaya" — shortened sniper rifle) based on the SVD. That firearm was designed basically for airborne troops so the designer selected the bullpup layout to reduce dimensions of the rifle.
     As is known, the bullpup configuration concept was practically realized in Sate 1940s with such distinctive features as: action components and firing mechanism displaced to the rear towards the stock with the purpose to reduce the overall length of the rifle, pistol grip fitted before the magazine, stock raised to align with the barrel bore axis with the purpose to reduce up-movement of the firearm under the effect of the recoil force (linear recoil). It should be noted that by the mid-1970s when the SVU rifle was designed the bullpup configuration was implemented only an experimental prototypes. The linear recoil force generated by powerful rifle rounds required special recoil compensation devices. The rifle went through tests but was not accepted. In 1991 if was offered again to the Ministry of Interior of the Russian Federation. In 1993 this rifle was presented under the designation GTs-03 (abbreviation OTs means "obrazets TsKIB" — item of the TsKIB). Operational testing of the rifle was then started. Customers from the Ministry of interior set a new requirement for ripple fire capability. It specified a kind of "sniper assault rifle". A new modification of the rifle made by Tula designers was presented to the Ministry of Interior in 1995 under the designation SVU-AS ("snaiperskaya vintovka ukorochennaya s soshkoy" — shortened sniper rifle with bipod, another designation — OTs-OSAS).
     In addition to new configuration the rifle had its barrel shortened by 100 mm lo reduce dimensions.
     The gas chamber and gas discharging port are displaced rearwards to ensure sufficient powder gas impulse for reliable operation. Increased loads on the gas piston rod required special measures to prevent it from bending — this problem was solved by a drag link fixed on the rod which sets against the wall of the gas discharging tube when the rod is moving.
     Shoulder support represented by spring-loaded stock heel piece (butt plate) and three-chambered muzzle unit are used to reduce recoil kick on sniper. The muzzle unit performs functions of muzzle brake, muzzle weight (reducing barrel vibrations and shifting the rifle centre of gravity forward) and shot silencer. The unit reduces shot noise level due to gas expansion and cooling inside the chambers. Firing is low noise" rather than и noiseless" because it is conducted with standard rounds having much higher velocity than sound. However the unit almost entirely suppresses shot flash reduces acoustic load on sniper and makes it more difficult for the enemy to find direction on the shooter. The forward displaced centre of gravity compensates for one of the bull pup layout shortcomings — inconvenient balance of the weapon.
     The trigger is displaced forward and tied lo the striking mechanism by a connecting rod running by the left side of the receiver. Automatic fire mode is realized by simply increasing length of trigger creep — in this case the hammer cocked does not disconnect the sear from the connecting rod, so the next shot is fired by auto-triggering after the bolt has Docked the barrel chamber, and the firing continues until the trigger is released or rounds in the magazine are spent Single-shot fire mode and safety lever function are the same as in the baseline SVD rifle. Trigger creep switch of lever type is mounted within the trigger guard, and by turning it the trigger creep can be either reduced or increased, depending on its position.
     The sector-type mechanical sight is replaced with a dioptric one: dioptric and front sights are mounted on folding brackets. Sighting devices are raised over the stock, thus compensating for the alignment of the stock to one line with the barrel bore axis, while installation of the dioptric sight has permitted some elongation of the sighting line. In line with the configuration the side bracket for mounting sights with dovetail fixtures is shifted forward. The rifle is equipped with standard optical sight with options for installation of night sights and laser target designators.
     The pistol control grip is located near the rifle centre of gravity. The trigger guard is made a little bigger to allow firing in thick gloves. Non-adjustable cheek pad is mounted on the receiver cover. A longitudinal rod is fixed in front of the receiver for mounting the b pod so that it puts no load on the barrel. The bipod swivel mechanism and its legs opening angle allow them to turn about the rifle in a wide sector.
     Accuracy of fire meets short-range accuracy requirement: its dispersion diameter is about 8 cm at a range of 50 m.
     Rounds are fed from a standard detachable 10-round SVD magazine. No mounting for the knife bayonet is provided. There are swivels for the sling.

стрелковое оружие

   России

Снайперские винтовки России

Снайперская винтовка укороченная СВУ-АС (ОЦ-03АС)

СВУ-АС
Снайперская винтовка СВУ АС с прицелом ПСО 1, сошка сложена

ОЦ-03АС
Снайперская винтовка СВУ АС на сошке

     
   Тактико технические характеристики СВУ-АC

Калибр.........................................................................7,62 мм
Патрон....................................................................7,62 x 53 R
Масса с магазином и оптическим прицелом...................5,5 кг
Длина...........................................................................900 мм
Длина ствола...............................................................520 мм
Начальная скорость пули............................................800 м/с
Темп стрельбы.................................................650 выстр./мин
Прицельная дальность..............................................до 800 м
Емкость магазина..................................................10 патронов
 
 

    В 1970-е годы в Центральном конструкторско-исследовательском бюро спортивного и охотничьего оружия (ЦКИБ СОО, г. Тула) конструктором Л. В. Бондаревым была разработана СВУ («снайперская винтовка укороченная») на основе снайперской винтовки СВД. Оружие рассчитывалось, прежде всего, на использование в подразделениях ВДВ, и для уменьшения ее размеров конструктор использовал схему компоновки «буллпап».
Принципиально схема «буллпап» («бычок») была, как известно, практически разработана в конце 1940-х годов и предполагала: для уменьшения общей длины оружия — перенесение деталей автоматики и ударно-спускового механизма назад, в сторону приклада, установку пистолетной рукоятки впереди магазина, для снижения подброса оружия под действием отдачи — поднятие приклада на линию оси канала ствола («линейная отдача»). Отметим, что к середине 1970-х годов, когда создавалась СВУ, образцы схемы «буллпап» еще нигде не вышли из разряда опытных. «Линейная отдача» при мощности винтовочного патрона требовала специальных устройств для компенсации отдачи. Винтовка проходила испытания, но принята не была. Вновь она была предложена уже МВД РФ в 1991 г. В 1993 г. эту винтовку представили под индексом ОЦ-ОЗ (аббревиатура ОЦ означает «образец ЦКИБ») Началась опытная эксплуатация винтовок. Заказчики от МВД выдвинули новое требование — возможность стрельбы очередями. Речь зашла о своего рода «снайперском автомате». Новая модификация винтовки, сданная тульскими конструкторами для МВД в 1995 г., получила обозначение СВУ-АС («снайперская винтовка укороченная, автоматическая, с сошкой», другое обозначение — ОЦ-ОЗАС).
     Кроме новой схемы компоновки винтовка для уменьшения размеров получила ствол, укороченный на 100 мм. Чтобы обеспечить достаточный импульс пороховых газов для надежной работы автоматики, газоотводное отверстие и газовая камера смещены назад. Возросшие при этом нагрузки на шток газового поршня потребовали мер для предотвращения его погнутия — эту задачу решила шарнирная серьга на штоке, упирающаяся при движении штока в стенку газоотводной трубки.
     Для уменьшения воздействия на стрелка отдачи служат подпружиненный затыльник (приклад) — плечевой упор и трехкамерное дульное устройство. Дульное устройство выполняет функции дульного тормоза, дульного грузика (уменьшающего колебания ствола и смещающего вперед центр тяжести оружия) и прибора малошумной стрельбы. За счет расширения и охлаждения газов внутри камер устройство снижает уровень звука выстрела. Поскольку стрельба ведется штатными патронами с начальной скоростью пули значительно выше скорости звука, «бесшумной» стрельбы не получается — она именно «малошумная». Зато практически полностью исключена вспышка пламени выстрела, уменьшилась акустическая нагрузка на стрелка, противнику затруднено определение направления на стреляющего. Смещение центра тяжести вперед компенсирует один из недостатков схемы «буллпап» — неудобный баланс оружия.
     Связь переместившегося вперед спускового крючка со спусковым механизмом осуществляется тягой, смонтированной вдоль левой стенки ствольной коробки. Автоматический огонь реализован простым увеличением длины хода спуска — при этом курок при своем взведении не разобщает шептало со спусковой тягой, следующий выстрел производится автоспуском после запирания канала ствола затвором, и огонь продолжается до отпускания спускового крючка или израсходования патронов в магазине. Стрельба одиночными выстрелами и работа флажкового предохранителя — точно те же, что и в базовой СВД. Переводчик смонтирован в пределах спусковой скобы и имеет вид рычага, который в зависимости от поворота либо ограничивает ход спускового крючка, либо допускает его увеличенный ход.
     Секторный механический прицел заменен диоптрическим: диоптрический прицел и мушка смонтированы на откидных стойках. Такое возвышение прицельных приспособлений над прикладом компенсировало подъем приклада на линию оси канала ствола, а использование диоптрического прицела позволило несколько удлинить прицельную линию. Соответственно компоновке смещена вперед и боковая планка для стандартной установки прицелов с креплением типа «ласточкин хвост». На винтовку ставится штатный оптический прицел, возможна установка ночных прицелов, лазерных целеуказателей.
     Пистолетная рукоятка управления расположена вблизи центра тяжести оружия. Несколько увеличена спусковая скоба для возможности стрельбы в плотных перчатках. На крышке ствольной коробки укреплена нерегулируемая «щека». Для установки сошки впереди ствольной коробки укреплена продольная штанга, так что сошка не нагружает собой ствол. Шарнирное крепление сошки и угол разведения ее ножек допускают их поворот относительно оружия в широких пределах.
     Кучность стрельбы соответствует требованиям к меткости на малых дальностях — на дальности 50 м поперечник рассеивания составляет около 8см.
     Питание патронами — из штатного отъемного магазина СВД емкостью 10 патронов. Крепления для штыка-ножа не предусмотрено. Имеются антабки для ремня.